Ютландское сражение было наиболее важным в войне на море 1914-1918 гг. Оно произошло 31 мая - 1 июня 1916г. между германским Флотом открытого моря и британским Гранд-флитом
в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в проливе Скагеррак.
Этот бой, в котором флоты двух противоборствующих наций были задействованы практически в полном составе (линкоры, линейные крейсера, эсминцы), оказался последним в истории великих морских сражений.
Инициаторами сражения были немцы, чей флот в ночь на 30 мая вышел в море.
Получив данные разведки, британцы в ту же ночь постарались опередить противника.
Первое столкновение произошло 31 мая между враждебными эскадрами крейсеров, возглавлявших главные силы линкоров. Они открыли огонь на расстоянии 14,5км. Позднее, в 18.15 немецкий флот вошел в зону артиллерийской досягаемости основных сил британского флота. Схватка длилась несколько минут‚ потому что германский Флот открытого моря переменил курс на противоположный, и англичане потеряли его из виду.
Не обнаружив серьезных повреждений среди своих кораблей, немецкий адмирал Шеер решил снова изменить курс, а в 19.05 снова возобновился артобстрел. Германский флот сразу же оказался в затруднительном положении из-за плохой видимости. Поэтому он снова изменил курс. Сражение практически приостановилось, если не считать случайной стычки между эсминцами и легкими судами, хотя оба флота искали друг друга.
Оставаясь незамеченным, германский флот прошмыгнул за кормой британского и без опознавательных знаков достиг своих баз. В ходе сражения были серьезные потери: у англичан потоплено 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, погибло более 6 500 человек.
У немцев потоплена устаревший линкор, 1 линейный крейсер, 4 легких крейсера, 5 эсминцев и около 3 000 человек убито.
Подобно Цусимскому, это сражение продемонстрировало, как отсутствие воздушной разведки и электронных средств обнаружения могло привести к ситуации, которая в наши дни кажется немыслимой. Без воздушной разведки оба флота искали друг друга, не имея на малейшего представления о перемещениях противника. Адмиралы принимали решения на основании информации разведывательных судов, таких как крейсера. Очень часто эти сведения оказывались противоречивыми из-за ошибок в определении типов и местонахождения кораблей. Первые примеры взаимодействия флотов и авиации возникли в ходе Ютландского сражения. Британский адмирал Битти приказал судну-авиаматке во время поисковых действий выслать вперед самолеты-разведчики. Но взлететь удалось только одному самолету. Вынужденный приземлиться прямо в море из-за аварии, он-то и сообщил о том, что немцы изменили курс.
Германская воздушная разведка проводилась на рассвете 1 июня по приказу адмирала Шеера. Один из гидросамолетов, заметив крейсера и корабли Гранд-флита адмирала Битти, тут же сообщил об этом Шееру, но адмирал просто не поверил этим сведениям, о чем свидетельствуют его дальнейшие действия. Отсутствие электронных средств радиоперехвата и обнаружения привело к тому, что сражение базировалось на догадках. Эскадры линейных крейсеров и линкоров постоянно разыскивали друг друга, определяя силу и местонахождение противника лишь на основании увиценного.
Германский Флот открытого моря, возглавлявшийся адмиралом Шеером и вице-адмиралом Хиппером, насчитывал 22 линкора, 5 линейных крейсеров‚ 16 легких крейсеров и 62 эсминца и миноносца.
Британским Гранд-флитом командовали адмирал Джеллико и вице-адмирал Битти. Он насчитывал 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 26 легких крейсеров, 8 броненосных крейсеров и 79 эсминцев и миноносцев.
Ютландское сражение, единственный крупный морской бой между дредноутами, было итогом сложного немецкого плана поймать в ловушку часть Гранд-Флита при помощи подводных лодок и цеппелинов. Однако адмирал Шеер сам оказался в ловушке: радиоразведка предупреждала Гранд-Флит обо всех передвижениях немцев.
Корабли британского флота были больше, обладали лучшей скоростью и имели более мощную силу бортового залпа. Германские дредноуты же обладали лучшей бронёй, их снаряды славились большей бронебойной силой, да и система управления огнём была у немцев качественнее. На начальной стадии сражения выявились конструктивные недостатки британских кораблей: два линейных крейсера взлетели на воздух. Тем не менее оставшимся в строю удалось подвести немецкий Флот открытого моря под удар артиллерии Гранд-Флита.
Обе стороны заявили о своей победе: Германия — в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания — в связи с явной неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду.
Ютландскому сраженшо не удалось изменить сложившийся банс сил, хотя британские потери, как в живой силе, так и по тоннажу судов, в два раза превысили потери Флота открытого моря. Из 58 дредноутов‚ участвовавших в сражении, было потеряно только четыре. Флоты были слишком большими, а корабли слишком крепкими, чтобы решить исход боя в отпущенное природой время.
Изображения по открытой лицензии с сайта:
Читайте и подписывайтесь на мой канал в Дзене "Войны, битвы, полководцы":
https://zen.yandex.ru/media/warandbattle/
А также на ностальгический мой канал "Время 80-х":
https://zen.yandex.ru/media/vremya80/
Не забывайте о лайках.
Спасибо!