Найти в Дзене
Александра Шарапова

Как я основала театр теней

Надо сказать, моя история началась сразу после института. С окончания вуза я работала в детской сфере. Только работала с больными детками (я клинический психолог). Уже тогда я понимала важность самовыражения свободной игры для психологического здоровья детей. Этот путь привел меня в детские праздники и педагогическую деятельность - занятия с малышами. А там было недалеко и до театра. Возможно, кто-то подумает, что сферы театра и психологии очень далеки друг от друга, но для меня в них было одно связующее звено: горящие глаза и улыбки детей. И неважно, возникли они в результате консультации или спектакля. Но началось все еще раньше... В раннем детстве, когда я надевала на себя косынку и представляла себя мушкетером, когда выходила во двор к подружкам в кокошнике, со шкатулкой самоцветов и представлялась Василисой Прекрасной, - тогда, наверно, для меня начался театр. Много лет я позволяла ему показаться только на минуточку на корпоративах, маскарадах или в мечтах. Когда в моей жизни

Надо сказать, моя история началась сразу после института. С окончания вуза я работала в детской сфере. Только работала с больными детками (я клинический психолог). Уже тогда я понимала важность самовыражения свободной игры для психологического здоровья детей. Этот путь привел меня в детские праздники и педагогическую деятельность - занятия с малышами. А там было недалеко и до театра.

Возможно, кто-то подумает, что сферы театра и психологии очень далеки друг от друга, но для меня в них было одно связующее звено: горящие глаза и улыбки детей. И неважно, возникли они в результате консультации или спектакля.

Но началось все еще раньше...

В раннем детстве, когда я надевала на себя косынку и представляла себя мушкетером, когда выходила во двор к подружкам в кокошнике, со шкатулкой самоцветов и представлялась Василисой Прекрасной, - тогда, наверно, для меня начался театр.

Много лет я позволяла ему показаться только на минуточку на корпоративах, маскарадах или в мечтах. Когда в моей жизни появились детские праздники, я на секунду вздохнула с облегчением: вот оно!

Но стандартная анимация, пока я ее узнавала изнутри, приводила в ужас моего внутреннего психолога. Да-да, я не из тех, кто приносит домой диплом и забывает о нем, я изучала психологию глубоко, много училась помимо института, работала в ней и влюблена в нее до сих пор. Мне кажется, в каждом моем спектакле мои знания по психологии пригождаются в новом ключе.

Так вот, детские праздники угнетали и раздражали меня своей прямолинейностью, директивностью и примитивизмом, а уж их цель - вызвать у детей бурные эмоции, "раскрутить" их на веселье, визг и прыжки своим громогласным "а ну-ка ребята, давайте повеселимся" - уж и вовсе была мне чужда. Да, я была нетипичным ведущим, - как-то моей Рапунцель дети рассказывали наперебой, что такое сотовый телефон и где берутся деньги; поверив в то, что я никогда не покидала своей башни. А на дне рождения в стиле викингов именинница вжилась в роль дракона так, что нам пришлось ее приручать, чтобы подарить подарки... За несколько лет работы в праздниках я сумела заработать себе статус хорошего аниматора с безупречной репутацией, но понимала, что для того, чтобы говорить с детьми так, чтобы они могли слышать, мне нужен какой-то другой формат.

-2

И вот однажды мне на глаза попалась старая, потрепанная книга - "Кукольный театр в детском саду". На удивление вдумчиво и глубоко автор книги рассматривала разные варианты театра для детей. Там был раздел, посвященный театру теней... И я пропала.

Уже через неделю я ставила свой первый спектакль на фанерной ширме. Это был "Щелкунчик" - ну, трудностей я не боюсь, с простых начинать не хотела. И хотя я не знала о сценографии ничего, не владела навыками работы с тенью, не знала, как строить спектакль - дети сидели, раскрыв рты. И я поняла, как могущественно это искусство, как оно незаслуженно забыто, как тепла его несложная магия.

-3

Мне было все-таки трудно. Театру теней почти не учат. Это сейчас я нахожу редких мастеров, списываюсь с ними, общаюсь и дружу с теневыми волшебниками по всему миру. А в начале пришлось учиться на собственных ошибках. А ошибаться было в чем: мой театр теней, по-сути, театр одного актера: я сама создаю сценарии к спектаклям, делаю кукол, прорабатываю сценографию. Правда, теперь мне помогают еще музыканты и порой - чтец. А тогда - ошибалась, переделывала заново, и снова выходила к детям.

Один спектакль повел за собой другой, третий, пятый... И однажды, сидя в окружении своих картонных кукол, я решила: это уже не хобби, и не ивент-агентство. Это театр.

-4

В нашем городе-миллионнике (Екатеринбург), где есть профессиональные театры, замахнуться и создать свой?

Если бы я не знала свою миссию, если бы просто вырезала кукол и двигала ими по экрану в угоду своему нарциссизму, не пряча в каждом спектакле большой идеи - послания для души, если бы видела в детях и родителях источник заработка - не было бы театра.

Картонные куклы, палочки, свет за ширмой, музыканты - вот и все мое искусство. У меня нет громоздких декораций и дыма, но это не мешает мне раз за разом выходить на сцену, играть с тенью и трогать сердца сказкой.

Все, что я делаю, подчинено глубоким ценностям и смыслам, и отвечает абсолютно моей миссии - вдохновлять.

Поэтому существует наш "Старинный фонарь" - мое детище, мой бренд, мой театр. Сейчас у нас 13 сказок, и я готовлю новые. И хотя продвигать театр не так уж просто, я учусь; совершенствую свое искусство, показываю спектакли. У нас появились наши преданные зрители, блог и даже свой сайт.

Никогда не поздно начать, если позвало сердце.