Найти в Дзене
Graphic novels

Графический роман о репрессиях, войне и блокаде

Ольга Лаврентьева "Сурвило". СПб.: Бумкнига, 2019
Ольга Лаврентьева "Сурвило". СПб.: Бумкнига, 2019

Тема войны и политических репрессий — довольно сложный материал, к которому не так-то просто подступиться. Ольге Лаврентьевой удалось создать невероятно сильный по эмоциональному воздействию роман, сплав документалистики и художественной истории.

На мой взгляд, секрет успеха кроется и в удачно выбранной форме повествования — графический роман написан от первого лица. Читатель слышит голос бабушки автора — Валентины Викентьевны Сурвило, пережившей годы репрессий, войну и блокаду Ленинграда. Именно она стала в романе проводником по историческим событиям, мы видим их ее глазами.

-2

Арест отца в 1937 году и последовавшая за ним ссылка в башкирскую деревню, возвращение в Ленинград, жизнь с клеймом "дочери врага народа", смерть матери, война, работа в тюремной больнице во время блокады, голод и жизнь в постоянном страхе за собственную жизнь и за жизнь близких, который не покидает героиню и в мирное время. На долю Валентины Сурвило выпало немало бед и несправедливостей, но она сумела остаться человечной и сохранить веру в людей. Возможно, выстоять ей помогла и связанная с утратой родных твердая убежденность в том, что она живет за них всех.

Ольга Лаврентьева создала монументальное по временному охвату (с начала ХХ века до настоящего времени) и удивительное по документальной точности произведение. Эта история в восьми главах. Работа над ними заняла несколько лет. В одном из интервью Ольга рассказала, что только на создание рисунков "от первой до последней страницы ушло полтора года". Художница начала работу с разворота, на котором изображен салют в честь стнятия блокады Ленинграда в январе 1944-го.

-4

Самым трудоемким, по словам Ольги, стал этап сбора материалов: о довоенной жизни, ссылке, войне, блокаде и послевоенной жизни, подбор референсов. Автор уделила особое внимание исторической точности для воссоздания эпохи в романе — начиная от фасонов ботинок и платьев и заканчивая моделями автомобилей.

-5

Она провела скурпулезную работу с документами и семейными фотографиями.

-6

Графический роман полностью черно-белый. Все рисунки выполнены тушью разными кистями, благодаря чему художница добилась разнообразия линий и потрясающих визуальных эффектов, в том числе и динамики в кадрах.

-7

Художница обратилась к стилистике советских агитплакатов и газет, использовала различные варианты шрифтов.

Интересно, как Ольга Лаврентьева передала фрагментарность воспоминаний на уровне графики. Те моменты, которые ее бабушка запомнила хорошо, она нарисовала контрастнее, с выразительной штриховкой. Стершиеся в памяти события и лица показала более размытыми, расплывающимися (к примеру, сообщение о смерти сестры Ляли — сохранился лишь образ девушки, принесшей страшную весть). Художница использовала технику рисования тушью по мокрой бумаге.

-8

Графический роман Ольги Лаврентьевой ещё раз подтверждает мысль о том, что язык рисованных историй обладает огромными возможностями и позволяет говорить на самые сложные темы. В те моменты, когда бывает непросто подобрать нужные слова (смерть близких, бомбежка, потеря продовольственных карточек, что означало ту же смерть, ужасы работы в тюремной больнице), визуальный ряд гораздо точнее передает эмоциональное состояние героини.

“Сурвило” — четвертый большой графический роман Ольги Лаврентьевой. Возможно, многим уже знакомы другие ее произведения — "ШУВ", "Непризнанные государства" или "Процесс двенадцати".