Спор «сапоги против берец» ведется давно. По этому вопросу как-то состоялась беседа с одним, теперь уже бывшим, военнослужащим. Знает он об этом не понаслышке: носил сам, носили его подчиненные. В данном материале привожу мнение на основании его личного опыта.
- Мое отношение к сапогам резко отрицательное, почему – я постараюсь объяснить. Хотя, есть моменты, о которых приятно вспомнить именно благодаря этой обуви.
Начну со знакомства с сапогами. Это случилось в училище на курсе молодого бойца (КМБ), нам их выдали из числа подменных. Привезли кучу бывших в употреблении и, условно, не требовавших ремонта. Часть из них не были скреплены попарно, и приходилось искать в куче этого хлама "свои". Я подобрал себе, вроде, по размеру, но после нескольких тренировок «подъем-отбой» мои сапоги где-то потерялись и мне достались чьи-то, на размер меньше. Во всяком случае, так казалось субъективно.
На момент знакомства, притирая свои ноги к форме сапог, я не испытывал от них какого-либо восторга. Сейчас не помню почему, но после окончания КМБ мне новых не досталось, и в этих я проходил до тех пор, пока не привез из дома яловые, из отцовских запасов. Возможно, просто не оказалось размера, а постоянно капать на мозг старшине был не приучен и успешно преодолевал трудности военной службы самостоятельно.
На КМБ нас ежедневно гоняли на зарядку, плюс физическая подготовка. По окончании месячного курса был трехдневный полевой выход: пешком 40 км в одну сторону и столько же обратно. Должен сказать, что к этому времени уже на ступнях были набиты все необходимые мозоли, они успели зажить и огрубеть. Полевой выход был реально жестоким: процентов 40 курсантов сами обратно не дошли и их везли на медицинском автобусе и грузовиках. Перед стартом ротный толкнул речь, что наша рота лучшая в училище, и мы не должны ее опозорить. Пришлось рвать. Финальный драг-рейсинг, когда наше подразделение инвалидов перед финишем обогнало коллег по опасному бизнесу из соседней роты, будет вспоминаться всю жизнь. Как я не слился? Сам не знаю. Но на меня это произвело неизгладимое впечатление и задрало мою самооценку на очень высокий уровень, и с тех пор ниже она практически не опускалась. Я и сейчас готов пройти такой же марш, вот только не уверен, что смогу это проделать в сапогах.
Ключевая составляющая сапог это портянки. За первый месяц я их научился мотать всеми способами, но это не всегда помогало. Они все равно периодически разматывались, сбивались или сползали. По этой причине на первый полевой выход я надел носки, обмотал портянками и сверху еще укрепил лейкопластырем. Реально помогло на одни сутки. Правда, ноги спрели совсем. Но я дошел. Кроме того, помогла омертвевшая кожа на местах натертостей. Об пятку я на спор безболезненно тушил окурки. Именно благодаря этой грубой коже сапоги носятся без ущерба для здоровья. И только поэтому переход на берцы проходил для меня в основном безболезненно.
Применение портянки имеет плюс быстрой смены отсыревшей части на более сухую и для этого не надо доставать запасные. Просто вынимаем ногу и переворачиваем и обматываем сухой частью стопу, а на голень уходит влажная. Пока ходишь влажная часть будет сохнуть. Потом процедуру можно повторить. Но такой же способ сушки портянок можно использовать и в берцах. Только у сапог более свободные голенища, поэтому сушить портянку проще. Ну, и главное - портянку можно сделать из практически любой хлопчатобумажной ткани подходящего размера. Сколько она проходит уже другой вопрос.
По итогу выхода, уже в училище, несколько дней у меня по ночам судорогами сводило ноги, и я просыпался от боли, а спустя еще пару недель, в местах, где вроде не было мозолей, появились кровавые волдыри. Из-за них нога перестала помещаться в сапог. Старшина разрешил ковылять в составе других калек, отдельно от общего строя. Было видно и без справок из медицинского пункта, что я не «косорез». Чтобы избавиться от этих волдырей – их пришлось вскрывать и промывать. Причем несколько раз. Да, еще и самому.
Скорее всего, после этих б/у-шных сапог я заработал грибок и еще какую-то хрень, которая в простонародии называлась «куриная жопа». Выражалась она в виде круглых кратеров разного диаметра на нижней части стопы, внутри которых, была утрамбованная омертвевшая кожа с черно-красными прожилками, и ее приходилось регулярно выковыривать, чтобы она не давила на мышцы. Пробовал, и выпаривать, и обрезать, и пластыри всякие… ничего не помогало. Кроме антибиотиков, но это выяснилось случайно уже спустя пять-семь лет после выпуска. А окончательно избавился от них только спустя 15 лет. Плюс на верхней части подъема ступни появились твердые утолщения непосредственно на кости.
Особенностью моих ступней было то, что подъем у меня низкий, а сапоги промышленность поставляла для различной ширины стопы: У- узкая, С – средняя, Ш – широкая. Но, как всегда в армии, на эти буквы никто не смотрит при выдаче и такого ассортимента для выбора никто не предлагает, потому что его нет на складе. В лучшем случае дадут нужные по длине. В общем, подобрать под индивидуальные особенности не получалось никогда. Вот, и ходил я в них, как в тапках, поджимая пальцы. Лучше всего дело обстояло зимой, когда байковая портянка делала стопу толще.
После первых 8-и месяцев носки, нашему курсу случайно выдали берцы. «Случайно» потому, что никому больше не дали. Это была какая-то переходная версия перед «крокодилами»: подошва как у сапог, полностью кожаные с круглыми носами, с кожаным усилениями и мягким валиком в верхней части берец. Лучше обуви я не носил, как мне тогда казалось.
Но еще до этого, на каникулах я съездил и привез из дома папины юфтевые офицерские сапоги. Полностью кожаные, тяжелые. Длинное голенище под колено подшито слоем хромовой кожи для сохранения формы. Из минусов микропористая подошва – плоская, скользкая и очень слабая, иногда от нее отрывались целые куски. Отец рассказывал, что они их меняли на солдатские, потому что те легче и не такие теплые, что особенно актуально летом.
Самые теплые впечатления остались именно о тех сапогах. У нас в роте служил сержант из тех, кто поступил в училище со срочной службы. Был очень опытный по сравнению с нами салагами. А поскольку я был шкет 17 лет отроду, попа шире плеч, он считал, что за мой счет можно утвердить свой авторитет. Я был очень терпеливым парнем, увлекался в то время восточной философией, и на дураков старался не реагировать. Как-то однажды он решил в воспитательных целях нам (мне и еще нескольким доходягам) «пробить фанеру», то есть просто шел вдоль строя и бил в грудную клетку особо избранным. Я даже не знаю, как так получилось: после полученного удара, я отступил на полшага и сапог сам носком влетел ему в солнечное сплетение. Сержант отлетел к стене. А я вежливо поинтересовался: «Еще надо?». Нет, добавки было не нужно. Больше у нас недопонимания не возникало.
Однако, через пару месяцев я, не сильно ношеные сапоги, без сожаления поменял на берцы. Счастье после этого продлилось только 8 месяцев. После чего, оставшиеся 3,5 года я снова проходил в сапогах.
Да, время было нищее, но такие темы как закупка за свой счет для всего подразделения предметов формы одежды у нас в училище не разрешалась. Заставляли носить, то, что выдавали. Знаю, что в некоторых училищах разрешали носить легкие хромовые сапоги или берцы. Но я служил не в доме мод. Командование с трудом, но стабильно обеспечивало нас формой и следило, чтобы мы носили все что выдано и никто из должностных лиц не устроил распродажу за наш счет. Закупки, даже однообразных предметов формы одежды, отличных от уставной, пресекались, за исключением перчаток. За обрезанные голенища сразу заставляли покупать новую обувь идентичную той, что на складе выдают. А яловые мне разрешали носить потому, что они были реально тяжелее стандартных, то есть, по мнению командования, я не пытался создать себе облегченные условия службы в сравнении с товарищами. Уравниловка была жесткая.
Еще один штрих. Мы были на 2ом или 3-ем курсе, когда наш генерал приехал с какого-то семинара и после этого мы стали совершать марш-броски по 10-15 км каждое воскресенье. Так вот, однажды, 4-му курсу выдали новую партию сапог, и они в них отправились на этот выход. В увольнение в тот день они не пошли – разбили все ноги. Сапоги оказались очень жесткие, так что опыт не помог.
Самый крутой тест на стойкость к влаге сапоги проходили в наряде по столовой на мойке столовой посуды. Специально перед заступлением в этот наряд сапоги густо натирали кремом и через сутки можно было вынимать ноги в черных портянках. Горячая вода побеждала любую гидрофобность, плавила крем и он пропитывал все внутри. Кстати, этот опыт научил правильно обрабатывать обувь и ходить с сухими ногами в полях.
Какие сапоги носил я? Кроме вышеупомянутых яловых, обычные кирзовые советского образца, с голенищем под колено. Плюс их в том, что нижняя передняя часть была из цельного куска кожи без подкладки и со временем эта кожа садилась под профиль ноги. Большую часть времени носил сапоги с укороченным голенищем, которое регулировалось по ширине ремешками и они имели в носке усилитель.
Теперь от личных впечатлений перейдем к разбору достоинств и недостатков.
То, что сапоги обувать быстрее, чем берцы это очевидно. Но если использовать носки и берцы с боковой молнией, то преимущества нет. Вот только молния в таких ботинках будет слабым местом. Есть еще системы быстрой шнуровки, но портянка надетая парашютом все равно опережает всех.
Как легко обуваются, так сапоги легко слетают с ноги. Это может произойти в болоте, снегу, прыгая с парашютом. Берцы лучше в этом вопросе на порядок. К тому же, используя гамаши, проходимость можно еще более повысить. А для глубоких и сырых мест есть бахилы от ОЗК.
Водостойкость, что у сапог, что у берец, закупаемых МО РФ, принципиально одинаковая и зависела от обработки кремами и степени износа.
Берцы лучше фиксируют голеностоп. Даже в советское время, когда вся армия ходила в сапогах, для гор выдавали специальные ботинки. Стоит заметить объективности ради, что не помню серьезных травм стопы во время носки сапог, а вот в берцах однажды мне удалось подвернуть ногу.
Главное достоинство берец - возможность регулировать полноту шнурками, является и слабым звеном, если последние порвутся. Для нормального солдата это не проблема.
При более низкой себестоимости сапоги гораздо крепче тех ботинок, что сегодня закупает МО РФ. Их выдавали на 8 месяцев и носили круглый год, только меняя портянки в зависимости от погоды. Если не шаркать ногами по асфальту, то они выдерживали и год. В большинстве случаев изнашивались только каблуки, но любой желающий, а лучше специально натренированный боец срочной службы – нештатный сапожник, мог легко их заменить. Все необходимое для этой процедуры находилось в комнате бытового обслуживания. При желании можно было заменить всю подошву. Сейчас поврежденные ботинки проще выкинуть, новые технологии, жить стали богаче. Вот только механизм замены обуви в случае досрочного выхода из строя в армии организован так, что военные предпочитают сходить в магазин за новыми.
Подводя итог. Сапоги не понравились тем, что болтались на ноге и носить их приходилось подгибая пальцы, как в тапочках. Норовили слететь. Для успешной носки нужны заранее набитые мозоли. При этом не помню случаев повреждения стопы, а вот в ботинках такой случай был. Опять же причиной были берцы, болтающиеся на ноге с низким подъемом. Возможно, мое мнение было бы другим, если бы к подбору обуви в армии относились более серьезно и помогали тем, кто в этом не разбирается. Это я про новобранцев. Неправильно выбрал себе сапоги – ближайшие 8 месяцев тебе их носить. Обратно на склад их не примут после нескольких дней носки. Другой выход - специально изготовленные сапоги под индивидуальные особенности у профессионального сапожника. Но это уже недостижимый космос для армии. Хотя, в этим сталкивался уже в войсках - были такие умельцы.
Как перешел на берцы, проблемы в носке возникали уже только в зависимости от модели и производителя.
По поводу портянок скажу следующее: для берец идеальный вариант. Дело в том, что в то время, когда нам их выдавали в училище, мы по-прежнему носили портянки и мне это очень нравилось. В отличие от сапог, в ботинках они не распускаются. Я и сейчас их использую зимой. Только флисовые.
Есть у меня друг, которому сапоги очень нравятся. Но в лес ходит в берцах. Я ему специально нашел морпеховские короткие и полностью кожаные за 5000 рублей. Но он по-прежнему ходит в ботинках. Единственное для чего я бы оставил сапоги это воинские церемонии связанные со строевой подготовкой: парады, возложения, торжественные построения и т.д.
А если посмотреть более придирчиво, то современные военные ботинки это те же сапоги только со шнуровкой, потому что язык в них пришит к берцам до самого верха, что позволяет проходить водные преграды и предохраняет от мусора.
Есть, точнее была, у МО РФ великолепная модель демисезонной обуви. О ней я уже писал. А различные коммерческие ботинки не оставили сапогам никаких шансов. Но всегда есть люди, которые так не считают)