Найти в Дзене
Речьблог

Ребенок путает звуки. Что такое дислалия?

Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с определением данного понятия. ⠀

ДИСЛАЛИЯ — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Проще говоря, это дефект речи, в основе которого лежит нарушение только каких-либо звуков, в то время, как слух и артикуляционный аппарат (все органы речи) остаются в норме.

Это наиболее щадящее нарушение речи, т.к затрагивается только произношение звуков, а не вся речь в целом. Плюсом ко всему звуки нарушаются избирательно. ⠀
Дислалия проявляется в искажении звуков, заменах (шапка-сапка, рыба-лыба), смешениях и пропусках звуков (картошка-катошка, лопата-апата).⠀
В связи с причинами данного речевого нарушения выделяют следующие виды дислалии:⠀
—механическая (органическая): анатомические дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус, высокое готическое небо);⠀
—функциональная: нейродинамические нарушения в коре головного мозга.⠀

В функциональной дислалии так же выделяют и подвиды:⠀
—моторная (сдвиги в центральных отделах речедвигательного анализатора)⠀
—сенсорная (сдвиги в центральных отделах речеслухового анализатора).⠀

Итак, дислалия в народе-это «он картавит», «шепелявит» и т.п. Но в научном мире нарушение каждой группы звуков называется определенным образом:⠀
✔нарушение произношения звуков [Р]-[Р’] ⇒РОТАЦИЗМ⠀
✔[Л]-[Л’]⇒ЛАМБДАЦИЗМ⠀
✔шипящие и свистящие⇒СИГМАТИЗМ⠀
✔[К]-[К’]⇒КАППАЦИЗМ⠀
✔Х-Х’⇒ХИТИЗМ⠀
✔Г-Г’⇒ГАММАЦИЗМ⠀
✔Й⇒ЙОТАЦИЗМ⠀
✔Дефекты озвончения и оглушения⠀
✔Дефекты смягчения и твердости

Изображение взято из открытого источника yandex.ru
Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Что делать при дислалии?⠀
При данном виде речевого нарушения следует обратиться к логопеду с целью корректировки или же постановки нарушенных звуков. ⠀
Главное помнить, что процесс постановки звуков совсем не быстрый и абсолютно не односторонний, т.е результат зависит не только от логопеда и от стараний ребенка, но и от самого родителя.

На занятиях используются такие методы и приемы, как:⠀
•артикуляционные упражнения⠀
•механическая постановка звука (при помощи логопедических зондов,
ватных палочек, шпателей, зондозаменителей и т.п), постановка по
подражанию и другие способы постановки звуков⠀
•автоматизация (ввод в речь) звука на всех уровнях (слог: открытый,
закрытый, со стечением, слово, словосочетание, предложение, тест)⠀
•дифференциация (различение) звуков.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях :)