Подвиги бывают очень разными. На войне, чаще всего, речь идет о смелых бойцах, которые сумели противостоять превосходящему по численности противнику, нанести ему впечатляющий урон.
Впрочем, подвиги можно совершать и в тылу, помогая своей армии, создавая для нее патроны, снаряды и обмундирование. Можно выносить раненых с поля боя. Можно вдохновлять бойцов ярким словом.
Но сегодня речь пойдет о совсем уж необычном подвиге. Дословно: «сам погибай, но товарища — выручай!» Или хотя бы попробуй выручить.
Французы в период Второй мировой войны, можно сказать, оказались «по обе стороны баррикад». Многие граждане этой страны после поражения в кампании 1940 года спокойно работали на немцев. А некоторые и воевали.
Например, французские «борцы против большевизма» принимали участие в Битве за Москву. Понятно на чьей стороне.
Впрочем, были и другие французы. Бойцы «Сражающейся Франции» внесли свой посильный вклад в победу над нацистами.
Отметились такие французы и на востоке. Речь идет о знаменитом авиаполке «Нормандия-Неман». Из девяноста шести летчиков-французов погибло в боях сорок два человека. Французы за период войны сбили более 250 немецких самолетов.
Но, помимо французов, в полку служили и советские техники. Одним из них был Владимир Белозуб.
Лучшим другом Владимира стал французский летчик, аристократ Морис де Сейн. Крепкая дружба между двумя столь разными людьми проявилась и в боевой обстановке.
Из письма де Сейна к матери:
«Мама, я называю его философом. Он ждет моего возвращения с нетерпением, как и ты, мама... Владимир делает в это время все, чтобы я вернулся. Мама, какой он мастер, какой парень! Ты увидишь его, мама...»
Из письма Владимира Белозуба к родителям:
«Когда вернусь, расскажу вам про своего французского друга Мориса де Сейна. Он лихо бьет фашистов. А на досуге мы учим друг друга грамоте: он меня — французскому, а я его — русскому...»
Увы, они оба не вернулись. В июле 1944 года аэродромы перенесли, поближе к наступавшему фронту. И тот роковой полет пятнадцатого числа происходил на слишком низкой высоте, в опасных условиях, да еще и с механиком на борту.
В итоге неприятельскими пулями был поврежден бензобак самолета, на котором летели Морис и Владимир. По другой версии, просто произошла некая поломка двигателя. Французу поступил категорический приказ: покинуть самолет. Но он... отказался это сделать, даже имея при себе парашют. Дело в том, что у его друга-механика парашюта при себе не было.
Морис де Сейн до конца боролся с напастью, пытался посадить самолет. Не вышло. Французская семья так и не дождалась с войны своего наследника-аристократа. Как и украинская семья из Днепропетровской области — своего сына. Такие разные по национальности и социальному происхождению люди, но общая судьба. И еще один подвиг.
Во Франции в честь Мориса де Сейна были названы одна из школ и военно-воздушная база. Дружба же между семьями советского механика и французского летчика, продолжалась десятилетиями...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.