Как я уже писал ранее в статье «...отучил продавца…» посетители магазинов и салонов вовсе не хотят, чтобы им надоедали этой приевшейся фразой «Что вам подсказать?» в различных ее словоформах. Возникает резонный вопрос, а как тогда общаться с покупателя или что они хотят слышать от продавцов, посещая магазин? Попытаюсь рассказать на собственном многолетнем опыте работы в торговле. Но придется начать немного издалека.
Фраза «Что вам подсказать?» и ей подобные появились благодаря модным тренингам по продажам от инфоцыганей(те, кто продают тренинги, любую ненужную информацию).
Большинство из таких тренингов не несут смысловой нагрузки и тренер или бизнес коуч обычно просто «льет воду», в мебельной сфере это частое явление. Они рассказывают байки, с важным видом, мол, это очень важная информация и стараются выдать чужую или непроверенную технику продаж - за свою. Такая информация часто вырвана из контекста умных книжек, не имеет нормальной структуры и не подкреплена никаким опытом. Надо признать продавать пустоту за деньги эти ребята умеют, на своем опыте проверял.
Конечно, не ко всем курсам и тренингам это справедливо, и подрастающее поколение, слава богу, уже не так просто обдурить. Но к старожилам предпринимателям и владельцам магазинов советы из таких тренингов надежно оседают в мозгу и врастают корнями. С одной стороны других вариантов нет, как научили говорить «что подсказать» так и требуют самих продавцов. С другой - нынешним покупателям, даже в глубинках такое обращение «совсем не по вкусу». Что же, на самом деле, хочет слышать от продавца посетитель магазина?
Большинство посетителей, даже если это не потенциальный клиент, а просто зевака, хотят, чтобы с ним общались как с хорошим знакомым. Чтобы вместо фразы «Что вам подсказать?» у него спросили, как он себя чувствует, каково его впечатление от женской сборной по биатлону и как ему нравятся стеклянные столы для кухни. Конечно, я немного утрирую с примерами, но хочу донести, таким образом, главную мысль:
«Посетитель хочет, чтобы к нему относились по-человечески, зачастую, даже по-дружески, а не как к объекту, которому нужно срочно что-то впарить, раз пришёл!»
Иными словами любой вопрос «в тему» для посетителя лучше, чем приевшаяся годами фраза, которая вызывает только негатив. Прошли те времена, когда всего было мало или даже в дефиците, сейчас избыточные предложения практически во всех сферах. Магазинов полно, в том числе и в интернете. Человек, зашедший в магазин уже раз 100 слышал эту фразу, и я не раз видел, как после этого человек делал недовольное лицо и сразу уходил со словами «достали»(даже любимая песня надоедает со временем).
Не знаю, зачем написал эту статью, и кому больше она адресована покупателям или продавцам, просто хотел продолжить мысль предыдущей статьи, которая набрала много комментариев. Думаю, что каждый из нас, как покупатель, хочет особого отношения к себе, заходя в магазин. И пусть каждый продавец, помнит об этом(ведь в нерабочее время он тоже является покупателем).
Если статья окажется интересной, могу написать краткую памятку для продавцов и работников сфер продаж услуг, как лучше общаться с покупателями и какие вопросы задавать. Надеюсь, покупатели со мной согласны и основную идею все уловили.