Найти тему
Автозапчасти Finwhale®

Аккумуляторы и их типы

Автомобилестроение весьма консервативно: если не брать в расчет гибридные «Приусы» с их никель-кадмиевыми ячейками и «Теслы» на литий-ионных батареях, по сути, в любой машине в той или иной форме присутствует старый добрый свинцово-кислотный аккумулятор. Но и они тоже бывают разными.

Обслуживаемые аккумуляторы

Это старейший и самый простой по конструкции тип автомобильных аккумуляторов. Тот самый набор свинцовых пластин в растворе серной кислоты, о котором вам в школе рассказывали на уроках физики. Такие аккумуляторы просты, дешевы, но свою задачу способны выполнять хоть на старом «жигуленке», хоть на новом «Лексусе». Более того, именно за счет возможности обслуживания (промывки, доливки дистиллированной воды, полной замены электролита) они еще и потенциально самые живучие.

Минусы у них тоже есть. Первый – это наименьшая удельная емкость, худшая токоотдача и наименьшая скорость приема заряда по сравнению с более современными типами батарей. Что это означает на практике? В сложных условиях (холод, старый аккумулятор), особенно если и места под него под капотом немного (увеличенный уже не втиснешь), такой аккумулятор «сдастся» быстрее, а набирать заряд будет при езде дольше. То есть возрастает и риск не завестись зимним утром.

Второй – то, что обслуживание для них является предметом необходимости: дистиллированную воду придется доливать регулярно, иначе с каждым циклом заряда из-за потерь водорода уровень электролита будет падать, его плотность – расти…

…И тут же откроется третий недостаток: при глубоком разряде серная кислота неизбежно разрушает пластины аккумулятора, а при повышенной из-за потери воды плотности еще быстрее. Кристаллы сульфата свинца на пластинах сначала снижают емкость и токоотдачу (аккумулятор уже «не тянет» привычную нагрузку), а в итоге батарея и вовсе может перестать принимать заряд без специальной «реанимации» (десульфатации). Крупные кристаллы, «осыпающиеся» с поверхности пластин, восстановить десульфатацией уже нельзя – эта часть активной массы теряется безвозвратно, заодно еще и снижая плотность электролита.

Кальциевые аккумуляторы

Типичный современный «необслуживаемый» аккумулятор – это именно кальциевая батарея. За счет изменения химического состава пластин в таких батареях удалось почти победить потери водорода – на пластинах он рекуперируется, соответственно, падение уровня электролита и изменение его плотности происходят медленнее. Аккумулятор работает по принципу «поставил и забыл». Максимум вам потребуется его подзаряжать, если он сильно разряжен, а генератор за поездку не успел довести заряд до нужного уровня.

Но «программируемое старение», о котором часто можно услышать, здесь действительно в определенной мере есть. Ведь рекуперация не идеальна, и со временем уровень электролита все равно упадет – а вот возможности долить воду нас тут лишили. К счастью, у качественных современных аккумуляторов необслуживаемого типа ощутимое падение уровня электролита происходит уже тогда, когда и сами пластины просятся на пенсию, и реанимировать аккумулятор доливкой большого смысла нет.

Аккумуляторы AGM

Это очень интересная технология, позволяющая не только улучшить токовые характеристики аккумулятора при сохранении того же типоразмера, но и сделать его надежнее. В таких аккумуляторах электролит не плещется внутри банок. Им пропитан инертный наполнитель между пластинами – а это улучшает стойкость к ударам и вибрациям, не дает пластинам «осыпаться». Значит, пластины можно в тот же объем упаковать более тонкие, но в большем количестве и с большей площадью.

Такие аккумуляторы штатно применяются на машинах с системой «старт-стоп» именно за счет лучших токовых характеристик – им по плечу частые циклы запуска, и заряд они набирают быстрее. К тому же за счет наличия наполнителя, удерживающего электролит, и клапанов в системе вентиляции AGM-батареи можно спокойно переворачивать – ничего не выльется. Стойкость к сульфатации у них наивысшая: даже если кристаллы сульфата свинца и образуются на пластине, «осыпаться» им не даст наполнитель. Бесспорно, AGM-аккумулятор сейчас станет наилучшим выбором, но за это платить придется буквально, на кассе магазина: такие батареи и стоят дороже прочих.

Стоп, а как же гелевые батареи? Да, они являются близкими родственниками AGM, просто у них электролит удерживается между пластинами не наполнителем, а сгущением самого электролита. Но именно поэтому они применимы в автомобилях только как дополнительный источник тока (для лебедки, мощной аудиосистемы): стартерная нагрузка, когда нужно отдавать очень высокий ток короткое время, для гелевых аккумуляторов противопоказана. Так что, если вам предлагают купить стартерный гелевый аккумулятор, стоит отнестись к такому предложению скептически. Особенно часто гелевыми называют почему-то аккумуляторы Optima, хотя достаточно зайти на сайт производителя, чтобы убедиться, что они изготовлены именно по AGM-технологии.