Найти тему
Болуш Саиев

Мои законы жизни

Закон 2.
Закон умения жить.

Избегай излюбленных удовольствий,
обращайся к неприятным обязанностям.
Японская пословица
В представлении японцев человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них. Чайная церемония учит находить прекрасное в обыденном. Это соединение искусства с буднями жизни.
Мерами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто, а четвертое юген - навеяно буддийской философией.
Слово первое - "саби". Все, что неестественное, не может быть красивым. Считается, что время способствует выявлению сущности вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в следах возраста. Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность картины - следы многих рук, прикасавшихся к ее краю.
Вот эти черты давности именуются словом "саби", что буквально означает "ржавчина". Саби - прелесть старины, печать времени.
Если "Саби" воплощает связь между искусством и природой, то слово "Ваби" - означает мост между искусством и повседневной жизнью.
Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты, красота предметов.
"Сибуй" - то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. Это красота естественности плюс красота простоты.
Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай, и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руке гончара.
Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Он именуется "юген", и воплощает мастерство намека, или подтекста, прелесть недоговоренности.
Простой учитель из г. Вильнюс Дитмар К. как-то признался: "…не могу забыть краткого эпизода в Михайловском. Мимо меня прошла группа женщин, и одна из них воскликнула: "А, ничего здесь нет интересного". А рядом цвела сирень, внизу протекала Сороть, зеленели поля, и небо было таким голубым. Окна домика Пушкина были распахнуты настеж".
Человек формируется через целенаправленное любопытство, возникают более углубленный интерес и сопутствующее ему удивление.
Ф.И. Тютчев в письме В.А. Жуковскому писал: "…не вы ли сказали где-то: а в жизни много прекрасного и кроме счастья. В этом слове есть целая религия, целое откровение".
Знаю, далеко не всем дано умение открывать. Людям нужно открывать светлое и отрадное, честность и мужество, чтобы укрепилась вера в человека, чтобы радовалось сердце за его величие.