Найти тему
Партизан

Укрощение "вдовца" Porsche 935-k3

Это не было публичным мероприятием или открытым трэк-днем для Porsche 935 K3. В этот раз это была забронированная тестовая сессия на кольце San Martino del Lago, в сельских окрестностях Кремоны. Petrolicious был приглашен туда. И зрелище это - чистое удовольствие.

Никогда еще я не проводил весь день в компании такого автомобиля. Это одна из тех вещей, которые обязательно нужно сделать в жизни. В реальности этот болид не так огромен, как на фотографиях. Я бы сказал, что он не больше обычного 930 Turbo. По сравнению с современной гоночной техникой он удивительно прост. А ведь 30 лет назад это было вершиной технической мысли.

Его аэродинамика характеризуется классическим заостренным низким носом и громадным антикрылом сзади. Интерьер почти такой же, как на дорожной версии. Есть пара дополнительных приборов, отображающих температуру выхлопа и давление наддува, а также дополнительная панель с переключателями справа от водителя. Кроме чистого металла и каркаса безопасности в салоне больше ничего нет.

-2
-3

В наш век электронных вспомогательных систем довольно трудно себе представить, как такие автомобили умудрялись соревноваться в Ле Мане. У них не было ни настроек блокировки дифференциала, ни трэкшн контроля, ни кнопок подачи питьевой воды или кнопки для переговоров по радио. Ничего, кроме одной страшной штуковины возле переключателя скоростей – регулировки давления наддува, которую еще называют “Производитель вдов”. Также в салоне есть еще одна наикрутейшая вещь – высокий алюминиевый рычаг КПП.

У 935-го K3 не было никаких подрулевых переключателей скоростей, только 4 передачи и сцепление. Максимальная скорость не отличалась от скоростей сегодняшнего дня – более 320 км/ч. Я засунул голову в салон, чтобы представить, каково это – вести этот автомобиль на грани в течении 24 часов, возможно и в дождь, ночью, постоянно чувствуя запах гоночного бензина. От всего этого просто мурашки по коже.

-4
-5

Во время первой сессии мы встретились в питах с итальянским гонщиком Mauro Borella и задали ему несколько вопросов.

- Более подробно, что это за автомобиль?

- Это клиентская версия 935/77, первоначально произведенная в Порше с одиночной турбиной, но после аварии 1980 года она была модифицирована командой Kremer.

-6

- Каков он в управлении?

- Это самая экстремальная разновидность стиля управления классическим Порше. Нужно понимать, что изначально эти автомобили были созданы для высоких скоростей на прямиках. Их возможности ограничивались их шасси, разработанном на основе дорожного автомобиля. Фактически, они скручивались от огромной мощности и крутящего момента двигателя, даже после усиления трубчатым каркасом и прочими техническими решениями. Эти автомобили подошли к своему физическому пределу. Порше прекратила производить 935-е потому что осознала, что не может продавать их своим клиентам как раньше, не внеся радикальные изменения в конструкцию шасси. Последний экземпляр был произведен в городе Weissach – знаменитый ‘Moby Dick’ – с полностью новой трубчатой рамой и использовался только заводской командой.

-7

- Где вы его нашли?

- В Германии примерно год назад, в этом же техническом состоянии. Мы хотим вернуть ему спецификацию K3. Поэтому сегодня мы тестируем его, чтобы понять, как он себя ведет, и какие работы нужно произвести, прежде чем участвовать в гонке.

- Что еще вы можете рассказать об этом автомобиле?

- Перед тем как стать K3, он выиграл в Нюрбургринге с Йохеном Массом за рулем. Позднее он участвовал в других гонках. На сегодняшний день у нас на руках полная документация об этом автомобиле. Это значит, что он не был утерян, а затем найден. Мы знаем о нем всё. Начиная с состояния с одиночным турбонаддувом. У нас есть данные о всех гонках в которых он участвовал после модернизации, включая занятые на финише позиции и аварии, в которых он пострадал. У нас также на руках подлинник документа Wagenpass и множество документов и фотографий раннего периода.

-8

- В чем разница между K3 и обычным 935?

- Они сильно различаются. Две турбины, модифицированная подвеска, увеличенные тормоза и перевернутая сверху вниз коробка передач, для того чтобы титановые полуоси располагались прямо и для снижения центра тяжести. Также другой обвес и аэродинамика. Вообще 935 K3 это в основном 935 модель, созданная Кремером для того, чтобы оставить эти автомобили в строю. Сама компания Порше перестала выпускать их из-за огромной мощности двигателей, от которой гнулись шасси. Странно, но Порше размещала K3 (построенные не на заводе компании) на своих официальных рекламных постерах и в пресс-релизах.

-9

- Что дальше?

- Мы хотим сохранить его в оригинальном состоянии, внеся минимум изменений, омологировав под современные стандарты безопасности для участия в гонках FIA Historic.

Мы выражаем благодарность Владельцу, эксперту Порше и автогонщику Mauro Borella, а также команде GT Car Racing и Dario Bonzi за прекрасно проведенное время.