Простыми словами о том, что тебе трудно понять в учебнике обществознания.
Источники:
Учебники "Обществознание" за 5-10 кл. под ред. Боголюбова
Учебники "Обществознание" за 10-11 кл. под ред. Кравченко
Самый страшный предмет в школе – это обществознание. Целых 6 лет ты изучаешь, что такое человек и как он должен себя вести во взрослой жизни, то есть жизни в обществе. А жизнь эта, судя по учебнику, будет совсем не лёгкой. Сама посмотри какие параграфы в этих учебниках с 5 по 11 класс:
Это, конечно, очень важные навыки, ведь тут ты узнаешь, как надо себя вести с близкими: «Увидев на маме новое платье, скажи, как оно ей идёт, какая она сегодня красивая» или «Не забудь спросить бабушку, как она себя чувствует, а здороваясь с соседкой, сделай ей приятное — похвали её собаку»... Жаль, что таких мудрых советов мало, на «учиться делать добро» в учебнике всего полстранички, на «учиться творчеству» – одна страничка, хорошо хоть, что что на параграф «Виновен — отвечай» (7 класс) выделили целых семь страниц, надо надеяться, что это будет знать каждый.
ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК???
Начинается «Обществознание» в 5 классе с фразы, как нам всем повезло, что мы родились человеками, а, например, не собаками или ещё кем:
«Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми».
Читаешь такие мысли и поражаешься, какие они глубокомысленные! Вот мамина сестра тётя Оля пишет рассказы, у неё, например, есть такие строки: «Сегодня – четверг, как впрочем бывает каждую неделю…» Думаю, Тёте Оле надо писать учебники, во всяком случае по обществознанию она запросто сможет.
Как получилось, что людям повезло родиться людьми, то есть откуда вообще появился человек в учебнике 5-ого класса не написано, зато в «обществознании» за 8 класс написано, кто может ответить тебе на эти вопросы:
До 8 класса мне еще два года учиться, но я решила, что точно пойду в 8-ой (а не буду проситься на домашнее обучение), потому что очень хочу послушать, как учительница будет про это говорить 😊. Моя одноклассница Ира ходит в церковь и уже получила ответ на этот вопрос, она говорит, что Землю и Человека создал Бог за семь дней, включая один выходной.
А мой старший брат, он уже в 9-ом, сказал, что всё живое на земле появилось из первичного бульона, а человек – это представитель отряда узконосых обезьян, то есть он сам – «обезьяна старого света», ну, как орангутанги, гориллы и шимпанзе.
У них, то есть у нас с этими обезьянами был общий предок, он был похож на маленькую крысу, жил 80 миллионов лет назад и питался бабочками и кузнечиками, потом 50 миллионов лет назад он стал вегетарианцем, то есть начал есть фрукты, в это время он уже был похож на обезьяну, потом он добавил в меню птичьи яйца, которые попадались ему на деревьях, потом слез с дерева, начал ходить на двух ногах и перешёл на мясные продукты. Кстати, мясо стало причиной того, что у древнего человека начал расти мозг, потому что мозгу требуется очень много энергии, а энергию даёт белок, то есть мясо.
Из-за общего предка человек очень похож на обезьяну, например, у нас и у них на ногах не когти, а ногти. Правда, мы давно не пользуемся какими-то общими обезьяньими мышцами и органами, и они у нас стали маленькими и почти исчезли (редуцировались по-научному). Например, отвалился хвост, вместо него остались 3-4 позвонка в копчике, пальцы на ногах стали короткими, а большой палец плотно прижат к остальным, и теперь уже трудно взять ногой стакан с кока-колой или поковырять в носу, и широчайшая мышца спины стала маленькой и слабой, посмотри, например, на огромную гориллу, которая подолгу висит на одной руке, а потом ещё легко на ней подтягивается, человек так не сможет, даже какой-нибудь чемпион по гимнастике, потому что горилла тренируется миллионы лет, а человек после того, как слез с дерева пользовался этой мышцей только время от времени, когда ходил в спортзал. Поведение людей и обезьян тоже очень похоже, посмотрите какой беспорядок в клетках у обезьян и на мусор на обочинах дороги. Короче, чтобы учебник по «Обществознанию» был по-настоящему учебным, я бы его переписала, и первая фраза была бы такая:
ЛИЧНОСТЬ, СОЗНАНИЕ ...
Но самое главное слово в «Обществознании» – это слово личность.
В 5 классе слово «личность» упоминается 5 раз.
В 6-ом ты уже учишь параграф § 1 «Человек — личность».
В 7ом: с личностью небольшой перерыв, там про неё написано только один раз про то, что надо «проявлять гуманное отношение к подсудимому, видеть в нём личность».
В 8-ом у нас опять целый параграф «Как стать личностью».
В 9-ом мы узнаем, что «Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляются права проверять документы, удостоверяющие личность граждан».
В 10-ом «Личность и её духовная сфера».
В 11-ом классе в разделе про харизматическое господство мы читаем про выдающиеся личности:
«Наполеон, В.И. Ленин, И.В. Сталин, аятолла Хомейни, Махатма Ганди, Фидель Кастро — вот только несколько примеров харизматических лидеров. Это непременно яркие личности, выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно преданы идеям, которые составляют смысл их жизни, и пытаются дать ответ основным вызовам их времени. Это почти всегда прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей».
Вот тут я удивилась, про Хомейни и Кастро я первый раз слышу, а про Ленина и Сталина нам до 6 класса никогда в школе не говорили, я думала, что учителя не знали как им говорить про них, как про хороших или как про плохих и боялись, что если они скажут плохо, то какие-то родители устроят скандал, а если хорошо – то скандал устроят другие. Мне-то ещё 5 лет до этого учебника ждать, но папа сказал, что когда я перейду в 11-ый, учебники будут другие и вместо Сталина и Кастро в них напишут про Навального или ещё кого. Посмотрим. А пока читаем что такое личность в учебнике 6 класса:
Первое, что вызвало у меня затруднение – это слово «совокупность», пришлось залезть в словарь. Наверное, для школьников можно было написать попроще, например, «соединение» или «сумма». Хотя всё остальное из этого объяснения я тоже не очень поняла. НО ДАЛЬШЕ БЫЛО ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ!
А если человек потеряет сознание, ну от солнечного удара, или он впал в кому, то он уже не личность? Или когда спит?
А моя сестра, которой полтора года, она уже личность или еще нет? В учебнике написано, что маленький ребёнок ещё не личность, а вот когда он начинает отделять себя от других и говорить про себя «я», то уже личность. Но моя сестра ещё не умеет говорить, а от других и себя, и свои личные игрушки уже давно отделила. Попробуй у неё что-нибудь взять, так она так начнёт орать, что ты сразу же увидишь, что это за личность.
А вот если не отделять себя от других, быть в коллективе, в толпе, например, как писал Лермонтов: «Вы, жадною толпой стоящие у трона…», - там тоже не личности? В учебнике про такое не написано, там написано вот что:
С каждым новым предложением в моей голове появлялось всё больше вопросов, на которые не было ответа, вот, например, волчонок учится охотиться в стае, потом уже сам охотится, получается, что он тоже применяет приобретенные знания? Пришлось спрашивать гугл и папу. И вот что я вам скажу по этому поводу:
Личность
Оказывается слово личность или, как говорили на Руси в 17 веке, личи́на - это перевод с латинского слова «персона» – так в древности называли маску, которую актёр надевал во время спектакля, ну, например, маска Бога, Серого Волка или Красной шапочки, также личи́ной называли стальные маски, которые воины надевали, когда сражались с врагами, такие маски полностью закрывали лицо, оставались только дырки для глаз и рта, примерное также, как маски, которые сейчас носят полицейские. Поэтому говорят, что он надел личи́ну Бога, Волка, полицейского и т.д. Потом личи́ной (личностью) начали называть ту роль, которую человек играл уже не на сцене, а в жизни – личность короля, рыцаря или вельможи. Личностью мог быть только человек, который имел какие-то права в обществе, например, раб не мог быть личностью. Сейчас примерное также, личностью называют человека, который тоже имеет какие-то права. А так как сейчас у нас даже дети имеют свои права, то личностью называют любого человека, который живёт в человеческом обществе и принимает участие в жизни этого общества, то есть «маугли», дети, которые по стечению обстоятельств были воспитаны волками, обезьянами или другими животными, и которые поэтому не умеют чатится в вайбере, уже не личности, хоть и люди ☹. По учебнику выходит, что у «маугли» и сознания нет. Хотя учёные говорят, что сознание есть не только у человека!!!
Сознание
Прочитав учебник, я так и не поняла, что такое «сознание» и решила посмотреть в википедии, то это нифига не помогло ☹. Наверное, Википедию пишут не настоящие учёные 😊, потому что настоящие учёные всё объясняют простыми словами.
Так вот, как говорят настоящие учёные, важное свойство сознания – это возможность путешествия во времени, точнее «Путешествие во времени в уме», по-английски Mental time travel, то есть когда ты можешь вспомнить, что вчера получила двойку по английскому или представить, как в субботу поедешь с мамой покупать новые крутые кроссовки! Ещё это называется принципом трёх “W” - What? Where? When? (Что? Где? Когда?) – осознавать Что, где и когда с тобой произошло или может произойти. Люди всегда думали, что это может делать только человек, но оказывается путешествовать во времени могут и животные!
Галки, например, прячут в разных местах мучных червей и орехи, чтобы съесть позже. Если они не смогли съесть червей в течение недели, то потом они их даже не достают из своих укромных мест, потому что помнят, когда они их туда положили и понимают, что они уже испортились. В этом случае птички сразу летят туда, где прятали орехи. Но если после того, как они делали запасы, прошло немного времени, и они хотят поесть, то они не обращают внимания на орехи, а сразу летят к червякам, которые для них вкуснее. То есть они помнят - Что, Где и Когда они делали! И так могут многие другие животные.
А американские ученые уже 15 лет проводят эксперимент по выращиванию говорящих обезьян, точнее они учат обезьян языку жестов, на котором говорят глухонемые. И некоторые обезьяны знают до 3000 слов и даже учат этому языку своих детёнышей.
А еще есть «верующие голуби»! В 1931 году один очень известный американский психолог Беррес Скиннер сделал так называемый «ящик Скиннера» (Skinner box), что-то типа клетки с разными рычажками, и посадил туда голубя.
Через каждые 15 секунд в ящике открывалось окошко, и голубь получал немного зерна. Вскоре учёный заметил, что голубь перед каждым приёмом пищи начинает делать однообразные движения, ну как будто молится на окошко, чтобы оно дало ему еду. Оказалось, что один раз голубь просто случайно сделал это движение перед тем, как открылось окошко и подумал, что окошко открылось именно поэтому. И голубь начал постоянно «молиться», а окошко постоянно давало ему зерно. Голубь не знает, что окошко так и так открывается. Он уверен, что это ответ на его действия. Получается, что птицы могут верить в своего бога. А учёные проводят всё новые и новые эксперименты, может завтра они найдут муравьев-мыслителей или осьминогов-поэтов?
И даже про человеческое сознание ничего не ясно. Оказывается, активность нервных клеток мозга не всегда связана с работой сознания. То есть процесс сознания идёт, а мозг в это время вроде стоит на месте, то есть не работает. И большой вопрос что происходит с сознанием, когда мы делаем что-то на автомате, например, идешь задумавшись со школы домой и сама не замечаешь, как перешла дорогу по светофору, прошла скверик, перешагнула через лужу и вдруг на тебя гавкнула какая-то собачонка, и ты как будто очнулась и видишь, что ты уже давно прошла свой дом и топаешь не знай куда. Вот где было твоё сознание и откуда оно появилось?
В учебнике после каждой темы предлагается сделать вывод, а какие выводы можно сделать здесь?
даже не знаю, как мне сказать мои выводу учителю в школе 😊.
Может в старших классах нам расскажут про эти парадоксы? В 8-ом у нас опять параграф «Как стать личностью», а в 10-ом целая глава «Личность и её духовная сфера». Я сильно сомневалась, что эти учебники прольют свет и решила не ждать и сразу прочитать все. Но это уже в следующем сюжете 😊.