В Библии мы читаем:
“И сотворил Бог человека по образу и подобию своему”. Человек – это биологический образ нематериального Бога, относительное подобие абсолютного Творца. Чтобы глубоко осмыслить и понять эту фразу, сравним ее с другой аналогичной фразой, которую часто можно слышать в научном мире: “Cоздал человек компьютер по образу и подобию своему”. Компьютер – это неживой образ живого человека, немыслящее подобие мыслящего творца.
Человек – живое существо, состоящее из материального тела и идеальной души, обладающее своей собственной волей и высоким идеальным интеллектом. Компьютер – это неживая кибернетическая система, состоящая из электронных элементов, но не обладающая никакой душой, никакой собственной волей, никаким идеальным интеллектом и никакой личностью.
Их подобие вовсе не означает, что человек якобы имеет электронные ноги, электронное сердце, электронный мозг и т.д. Компьютер является всего лишь электронным образом биологического тела живого человека, а не его тождественным эквивалентом. Их подобие заключается прежде всего в том, что они оба могут выполнять высококвалифицированную работу.
Но такая деятельность является качественно различной для человека и компьютера. Если трудовая и творческая деятельность человека является осознанной, то компьютер выполняет всякую работу бессознательно, ибо искусственный интеллект компьютера представляет собой лишь материальную копию идеального человеческого интеллекта, но не является его тождественным эквивалентом.
Поэтому спутать искусственный интеллект компьютера с идеальным интеллектом человека – это все равно, что спутать материю с идеей или атеизм с религией. Относительное совершенство человеческого интеллекта – это тот недосягаемый предел, к которому искусственный интеллект будет всегда стремиться, но которого он никогда не достигнет.
Простейшие машины и механизмы в какой-то мере облегчают труд человека, хотя и требуют с его стороны непосредственного участия и неустанного контроля. Компьютер создан для облегчения не только физической, но и умственной и творческой деятельности человека при минимальном контроле с его стороны.
Однако это вовсе не означает, что человек собирается стать рабом кибернетических систем, подчиняя машинной программе свою волю и программу своего развития. Человек будет брать от кибернетики все только лишь полезное для него. Человек сразу же уничтожит любую кибернетическую систему, которая окажется вредной для его развития. Кибернетика предназначена помогать человеку, а не вредить ему.
Обычно задают следующий вопрос: может ли интеллектуальный человек создать такую кибернетическую систему, которая поработит или уничтожит человечество. Да, может! Но не хочет! Не хочет, потому что ни один интеллектуальный человек не желает своей собственной гибели.
***