На протяжении большей части автомобильной истории о машинах судили по их спортивным достижениям. Суровые испытания гонок на выносливость двигали технологии вперед. Автомобили становились легче, быстрее, безопаснее, эффективнее. Авто производители применяли гоночные технологии к выпускаемой продукции.
Но успеха в 24-часовых гонках добивался далеко не каждый новаторский автомобиль. Благодаря относительно свободному регламенту, Ле Ман стал площадкой для всевозможных проб чего-то нового – начиная от Ниссановского переднеприводного болида в этом году, и заканчивая газотурбинными двигателями.
Порой довольно обыденные технологии, такие как гильзовая система газораспределения, даже после применения в гонках, в конечном итоге выходили из употребления. Другие же, например, аэродинамика, дизельные двигатели, средства безопасности водителя – развивались, благодаря первопроходцам, тестировавшим свои идеи на трассе.
Мы отобрали несколько радикальных гоночных автомобилей. Пусть их спортивные достижения не были впечатляющими, но нам представляется важным рассказать вам о них.
1925 Chenard-Walcker 1100 ‘Tank’
Победитель Ле Мана 1923 и победитель в своем классе в 1924. К 1925-му году сильнейшие команды уже во всю экспериментировали с аэродинамикой, в данном случае, с переднеприводным Chenard-Walcker, у которого был крошечный 4-цилиндровый двигатель объемом 1,1 литра.
В частности, суровость гонок тех лет демонстрирует такой случай: водитель одного из этих автомобилей - Robert Sénéchal на скорости въехал в туман, вылетел с трассы и рухнул в поле. Убедившись, что с машиной все в порядке, он с помощью куска дерева соорудил мост над канавой, которую только что перелетел на своем аэродинамичном автомобиле… и финишировал 13-м.
1936 Bugatti Type-57 ‘Tank’
Аэродинамика была основным преимуществом переоборудованного Bugatti Type-57, заявленного в Ле Ман 1937-го. Он был готов еще годом ранее, но тогда из-за рабочих забастовок, захвативших Францию, гонка была отменена. Это был один из первых обтекаемых автомобилей, добившихся успеха в гонках на выносливость. Его максимальная скорость составляла 225 км/ч – впечатляюще по тем временам (на 72 км/ч быстрее стандартного Type 57 – прим. перев.)
Сегодня автомобиль располагается в музее Simeone.
1950 Cadillac ‘Le Monstre’
Не прошло и двадцати лет после того, как Бугатти наглядно продемонстрировал ключевую роль аэродинамики, как Кадиллак решился-таки переоборудовать одну из своих моделей. Coupe de Ville с измененным кузовом получил прозвище ‘Le Monstre’.
Запомните его. Это творение руки авиационного инженера Говарда Вейнмана.
Это разгонялось до 208 км/ч, на 20 км/ч быстрее оригинала.
В тот год болид под управлением Бриггса Кэнингэма после нескольких инцидентов финишировал 11-м. «Обычный» Coupe de Ville финишировал 10-м.
1955 Nardi-Giannini 750 Bisiluro Damolnar.
На одной стороне этой легкой как перышко “двойной торпеды” располагался мотоциклетный двигатель Moto Guzzi, на другом краю располагался водитель. Экстремально низкий коэффициент лобового сопротивления позволял 60-сильному двигателю разгонять автомобиль до 212 км/ч.
К сожалению, чрезмерно низкий вес стал причиной аварии. После всего 5 кругов по трассе, обгонявший его быстрый тяжелый автомобиль буквально сдул крошечный Bisiluro с трассы. Отреставрированный, теперь он живет в музее Леонардо да Винчи в Италии.
1963-1965 Rover-BRM
Для повышения привлекательности соревнования, организаторы Ле Мана стараются разнообразить состав участников. В 1950 в гонке дебютировал прототип Rover JET 1 с турбинным двигателем. Технологии были взяты из разработок времен Второй Мировой. В последний год своего выступления Rover-BRM финишировал 10-м, после чего проект был свернут. Автомобиль часто выставляется в Heritage Motor Centre в Англии.
1968 Howmet TX
Компания Ровер доказала, что болиды с турбинными двигателями могут быть серьезными соперниками в Ле Мане. В этом ей помогла американская компания Howmet Corporation. Они взяли турбину с военного вертолета, весившую всего 77 кг и соединили ее с односкоростной трансмиссией. Эта небольшая и относительно простая конструкция выдавала 350 л.с. и 880 Н.м. крутящего момента при 57 000 об/мин. Из-за механических неполадок оба экипажа, стартовавшие в 1968, досрочно сошли с трассы. С тех пор болиды с турбинными двигателями в Ле Мане не участвовали.