Найти тему
Евгения Кретова || писатель

Неформальный разговор: Дарья Кова

Оглавление

В сентябре я участвовала на мероприятиях Московской Международной книжной ярмарки. Особенно приятно было послушать коллег, кто как работает, каков творческий путь. Авторов, которые сразу легко и просто пришли в литературу, в общем-то и нет. Многие авторы долго искали свое издательство. На ряде встреч говорили о тенденциях в мировой литературе. Да, рост электронных и аудио книг. Да, смешение жанров. И еще - феноменальный рост продаж авторов любовно-эротической литературы. С большим любопытством я шла на встречу с одним из них.

Дарья Кова. Получила высшее образование в сфере «Государственного и муниципального управления», защитила диплом с темой «Госзакупки. Организация тендеров», а также второй диплом – «Гражданское право». Работала на телевидении ведущей новостей (региональные «Вести»), стюардессой, журналистом, фотомоделью. В 2015 году начала писать книги. Известна по нашумевшим сериям книг «Дневники стюардессы», «Разведенная жена», вышедшей в 2018 году в издательстве ЭКСМО, книгам «Рабство», «Свобода», «Кислота», «Соблазни меня нежно», «Школьница». Специализируется не только на любовных романах, но и берет в работу совершенно разные темы: буллинг, работорговля, авиация. Замужем, имеет четверых детей.

Дарья Кова, фото из личного архива автора
Дарья Кова, фото из личного архива автора

Этот автор будто специально рожден, чтобы развеять стереотипы о жанре.

«Одна из лучших писательниц, которые мне попались в последние пару лет. Я очень рекомендую. Дарья пишет в разных жанрах. А главное ее «фишка» это реальные истории. Все ее книги не выдумки, все написанное правда. Ради любопытства я искала информацию в интернете по некоторым фактам. Все правда! Спасибо за ваше творчество! Вы уникальны!»
«легко читаемый автор, пишет о важном, не штампует копии. каждый раз новый сюжет, новая интрига и совершенно разные герои».

Итак, ключевые моменты в отзывах – реальные истории, реальные факты, неизбитые сюжеты и сложная проблематика. Если посмотреть аннотации книг Дарьи, то как бы они ни были провокационны, ни, действительно, о важном: жизнь после развода (более 60% браков распадаются, и это серьезно), домашнее насилие, рабство (по данным компании «Альтернатива есть», в России сотни тысяч человек, находящихся в состоянии трудового, сексуального рабства) . Вот о таких непростых проблемах пишут авторы такого «легкого» жанра.

После ММКЯ мне удалось пообщаться с Дарьей, задать ей несколько вопросов. И этим интервью я открываю новую рубрику канала под тегом #неформальный_разговор. Приглашаю вас к обсуждению проблематики.

Не буду оригинальна, удивлюсь – 4 детей и 30 книг за 2 года. Когда вы все успеваете?

Дарья Кова: Сначала хотела бы поблагодарить вас, Евгения, за это интервью! Меня читатели много раз просили ответить на вопросы, но у меня никак руки не доходили. Что касается 4 детей и 30 книг, то я и сама не знаю, как успеваю, но, видно, одно из объяснений — у меня просто жесткий график. Обязательно час-два в день пишу. Только небольшое уточнение, не за 2 года, а уже за 4,5.

Как вы организовываете свою работу – отправляете всех гулять?

Дарья Кова: В основном, работаю, когда дети уже спят. Хотя иногда получается поработать и днём. Да, дети чаще всего играют на улице. Кроме младшей, она спит в это время или играет в манеже, хотя сейчас ползает по дому, не угнаться.

Ваши романы вам помогают по жизни?

Дарья Кова: Для меня написание книг настоящее хобби, если я не написала несколько глав в неделю, то у меня начинается «ломка». Кто-то смотрит фильмы, кто-то играет в компьютерные игры, для меня развлечение — написать книгу, даже с морально тяжелым сюжетом. Поэтому да, книги помогают по жизни.

У вас есть романы в жанре современная проза, есть любовные истории, триллеры и детективы. Есть ли разница в организации работы над каждым из них?

Дарья Кова: Разницы принципиальной нет. Всегда обдумывается план книги, пишутся в блокноте главные повороты сюжета, характеры героев и основная задача истории.

Ваша последняя книга , «Арабская золушка», поднимает тяжелую тему женского рабства. Не страшно было такую непростую тему облекать в форму легкого романа, от которого читатели ждут развлечения?

Дарья Кова: Читатели действительно ждут развлечения, и да, я стараюсь подать книгу не слишком тяжело, даже с такими сложными темами. Какие-то острые вопросы показываю не с самой жесткой стороны, именно чтобы привлечь внимание к проблеме, а не полностью погрузить в какую-то жесть. Считаю, что даже в черной полосе в жизни нужно искать что-то светлое. Возможно, этим настраиваю читателей всегда верить в то, что все будет хорошо.

Может ли автор СЛР преодолеть штампы (главный герой – богач, она – серая мышка, он – властный, она безропотна, оба красивы, спортивны и только и думают, что о сексе)? Как это сделать?

Дарья Кова: Преодолеть штампы очень тяжело, потому что сами читатели больше любят книги, где штамп на штампе и штампом погоняет. Чего греха таить, я сама с удовольствием читаю штампы. Кто-то очень умный сказал, что писатель «воспитывает» читателя, а не наоборот. Высказывание конечно немного высокомерное, но оно очень верное. Если у автора есть желание не писать штампами, он может это делать, но чтобы книги продавались, хотя бы иногда нужно браться за трендовые темы.

Обложка книги
Обложка книги

В своем интервью на ММКЯ вы говорили о романтизации насилия. Как вы думаете, не связано ли это в том числе с домашним насилием в реальности? На сколько книги влияют на образ мыслей в реальности?

Дарья Кова: Книги, как и любое творчество, очень сильно влияют на настроения в обществе. Пусть это популизм, но авторам, на мой взгляд, категорически нельзя романтизировать насилие. Девушки, читая такие книги, записывают себе в подсознание, что такой антигерой может быть классным, крутым, самым лучшим. Нельзя размывать границы «добра-зла». Кроме того, по разным данным, в России порядка 60% замужних женщин подвергаются насилию со стороны мужей, это и физическое, и эмоциональное надругательство. Цифры поражают. Во многом такое соотношение это результат многовековых традиций и, наверное, продуктов творчества (книг, фильмов).

Вы читаете книги своих коллег?

Дарья Кова: Читаю и с большим удовольствием. Признаюсь, мои любимые авторы именно из Самиздата.

Татьяна Полякова говорит, что между авторами женского детектива нет конкуренции. Пишутся книги долго, читаются за вечер, а чтобы не потерять читательницу, пусть она лучше конкурента почитает. А в любовно-эротическом жанре есть конкуренция? Как выражается?

Дарья Кова: Конкуренция в любовно-эротическом жанре невероятная! Тут чуть упустил, тебя быстро скинули с определенной позиции, и поминай, как звали. Все связано с тем, что про любовь писать проще, чем детективы. Написать добротный любовный роман может практически любая женщина, да и мужчина тоже, если позволяет грамотность и фантазия. А вот чтобы выстроить интересный детектив, нужно рисовать схемы, придумывать закрученный сюжет и непредсказуемые повороты. Поэтому и предложение в СЛР выше. Кривая «спроса и предложения» говорит не в пользу авторов любовных романов.

Вы сами относитесь к своим книгам, как к «стыдной» литературе? Ваши знакомые знают, что вы пишите?

Дарья Кова: Знакомые знают, что я пишу и они в курсе, что акцент в книгах не на эротике, а именно на сюжете. Мне совершенно не стыдно, потому что я пишу не о себе, а о других людях. Читатели, кстати, выбирают книги не только из-за пикантных сцен, им тоже хочется увидеть закрученный сюжет.

Подробнее с книгами Дарьи можно познакомиться тут.

Обложка книги
Обложка книги

Вы можете вспомнить свой первый писательский опыт: что давалось особенно тяжело? Были ли сюжеты (эпизоды), при написании которых приходилось преодолевать собственные барьеры?

Дарья Кова: Да, именно эротические сцены и давались тяжело. Что говорить, они тяжело мне даются до сих пор. Не из-за стеснения, а из-за того, что хотелось бы не повторяться и писать разные сцены. Но это такое дело, что волей-неволей, наверное, получаются иногда схожие ситуации. Про барьеры тоже добавлю. Тяжело писать про насилие, в том числе потому, что я пишу в основном от первого лица, почему-то именно такой стиль больше нравится читателям. И когда ты пишешь от себя, то сильнее пропускаешь книгу через себя.

Кто ваш главный цензор? Есть ли темы для вас, о которых нельзя писать?

Дарья Кова: Читатели. Если что-то не так в книге, мотаю на ус и в другой уже учитываю мнение. Темы, о которых писать нельзя, наверное, сходу и не назову. При должном настрое и желании можно написать о чем угодно. Но, скорее всего, это жестокость в отношении детей. Для меня такое точно табу.

А цензор вообще должен быть? Или современная литература допускает все?

Дарья Кова: Да, пробовать писать можно о чем угодно. Тут уже сам автор решает, что ему больше по душе. И он может, как прислушиваться к мнению людей, так и нет.

Вы работаете днем или ночью?

Дарья Кова: В основном, самый пик работы с 10 вечера до полуночи. Иногда бывает везет, и пишу днем, тогда можно и пораньше лечь спать. Для меня выспаться сроду празднику.

Бывает ли, что у вас в работе несколько романов? На сколько вы прописываете их планы? Какие есть хитрости, чтобы не запутаться в сюжетах, не перепутать имена героев и клички их собак?

Дарья Кова: Недавно писала сразу четыре книги, хотя обычно не более двух романов одновременно. Два писать не сложно, никаких хитростей и не нужно, достаточно записей в блокноте, а если больше, начинаешь путаться, приходится пересматривать предыдущие главы, что еще больше забирает время.

Есть ли разница в работе над сугубо коммерческим романом с модной тематикой и романом со сложной проблематикой?

Дарья Кова: Коммерцию писать проще к тому же еще и потому, что намного больше обратной связи. Чтобы сделать непредсказуемый сюжет, просто читаешь комментарии предположений читателей и пишешь иначе.

Обложка книги
Обложка книги

Ваши книги представлены на нескольких электронных площадках. Читатели на них отличаются?

Дарья Кова: Заметно отличаются. На «ЛитРесе» больше любителей серьезной литературы, совсем легкие романы продаются там хуже, чем, скажем, на «Литнет» или «Призрачных мирах». На последних двух что-то серьезное вообще редко интересует читателей.

Как думаете, что ждет сетевую литературу в ближайшие несколько лет?

Дарья Кова: Только бурный рост и процветание. Читатели стали спокойнее воспринимать тот факт, что есть авторское право и за писательский труд нужно платить. Доходы писателей уже сравнимы или превышают среднюю зарплату. Выбирая между «ходить на работу к дяде» или «зависеть только от себя», получая в обоих случаях равный или даже во втором случае куда больший доход, любой выберет писательство.

Какую музыку вы слушаете во время работы или предпочитаете тишину?

Дарья Кова: Зависит от настроения. Иногда требуется тишина, и лишний звук только отвлекает и раздражает. Иногда наоборот — «музон» на всю. При том, что я меломан, слушаю что ни попадя.

Как вы любите отдыхать?

Дарья Кова: Обожаю внепланово рвануть куда-нибудь всей семьей. В парк в центре города или на побережье Карибского моря. Благо есть хорошие привилегии от «Аэрофлота». В общем, для меня отдых это смена обстановки.

Вы хотели бы себя попробовать в разных жанрах? Как думаете, современный читатель готов переходить за автором из жанра в жанр или есть риск потерять его на этом пути?

Дарья Кова: Я всегда пробую себя в разных жанрах. Читатель, которому этот жанр не интересен, не будет читать, но не уйдет из читателей. Просто дождется другую книгу. А может и прочитать ради интереса. Тут уже зависит от разных факторов.

Расскажите о том, над чем работаете прямо сейчас.

Дарья Кова: Прямо сейчас у меня сразу три книги в единоличной работе, две вскоре будут дописаны, третья только начата. Это «Его лёгкая добыча» - криминальный детектив, «Жеребцы» - любовный роман с тегом «МЖМ» и новинка черновиков «Щелочь» - продолжение бестселлера этой весны «Кислоты», роман с очень легкими элементами БДСМ. Кроме того начата работа в соавторстве с одной из самый ярких писательниц современного Самиздата. Об этом информация будет чуть позже. Очень надеюсь в ближайшее время поработать и с вами, Евгения.

А я благодарю Дарью за откровенные ответы. Многие считают, что женские романы вообще, а любовные в частности, - только для любителей "клубнички". И это было бы правдой, если бы такие романы не поднимали действительно сложные социальные и психологические проблемы. Откровенно. Без купюр. Как в жизни.

Понравился материал? Не забывайте поставить "пальчик вверх". Подписывайтесь на канал, здесь мы говорим о книгах и не только.

Восточный роман Александры Гардт
Психические расстройства с именами книжных героев
Что читает молодежь: исследование автора канала ко Дню книги в Благовещенске