Найти тему

Гражданская война. Бранное поле сторителлинга.

«...То были прощальные отходные гудки.

Они прозвучали как отходная людям, покидавшим отечество, отказавшимся от своего народа, от русских полей и лесов, весен и зим, от народных страданий и радостей, отрекшихся от прошлого и настоящего, от светлого гения Пушкина и Толстого, от великой сыновней любви к каждой травинке, к каждой капле воды из колодца простой и прекрасной нашей земли........Конвоировавший пароходы миноносец дал два выстрела. Две бесполезные шрапнели разорвались над городом жидким дребезжащим звоном. Это было последнее прости родной земле.

Советская артиллерия не ответила...» Константин Паустовский «Повесть о жизни. Начало неведомого века».

Как-то так получается, что я все чаще выхожу на произведения, так или иначе связанные с гражданской войной. Начиная с романа «Белая гвардия» Булгакова, советского фильма «Дни Турбиных», современная экранизация «Белой гвардии». Конечно, книга Веллера о Несторе Махно и фильм «Девять жизней Нестора Махно» с Павлом Деревянко. Как бы это ни показалось странным фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика» с удивительным Евгением Ткачуком, который не менее удивителен в экранизации «Тихого Дона» режиссером Урсуляком. Естественно, сама книга «Тихий Дон», открытие этого года. И, наконец, такое же яркое событие в моем читательском опыте, это Паустовский «Повесть о жизни».

Обернувшись на весь этот прочитанный и просмотренный путь, я обнаруживаю, что для меня «История Гражданской войны», не скажу «интересней», но в каком-то смысле содержательней, чем «История Великой Отечественной». Я нахожу этому единственное объяснение. В войне с иноземными захватчиками все ясно. Там – враги, а здесь – свои, наши, родимые. И с врагами разговор короткий. Тут история преодоления очевидной угрозы. А вот когда в отношениях со своими что-то ломается и родной брат становиться врагом, как это понять, как это принять и как против него воевать?

Вот и начинается настоящая работа сторителлера по «исследованию человеческих отношений», результатом которой становятся такие красивые и правильные Истории, которые я перечислил вначале. Человек, отказавшийся воевать против иностранного врага – трус и предатель. А если человек отказался воевать против родного брата? Кто он? И кто тот человек, который НЕ ОТКАЗАЛСЯ воевать против родного брата. Все перечисленные мной книги и фильмы, это яркие иллюстрации внутреннего смятения, внутренней борьбы, внутреннего преодоления. Когда любой выбор плох с точки зрения мирной жизни. Как здесь не потеряться? Практически все герои этих произведений именно в период этих не простых испытаний начинают искать ответы на вопросы «кто я?» «зачем я здесь?» «куда я иду?» «что для меня ценно?»

Как ни странно, но выйти из гражданской войны получается только найдя эти ответы. А значит, рискну предположить, что и случается Гражданская война тогда, когда у большинства этих ответов нет. По глупости или легкомыслию люди не задавались этими вопросами. И тогда именно Гражданская война неотвратимо приходит и заставляет это большинство отвечать…

В какой-то передаче, посвященной «Тихому Дону», я услышал вот что… Не за долго до смерти Шолохова (а умер он 21 февраля 1984 года) толи сын, толи внук спросил у него: «А вообще, как ты считаешь, когда же все-таки закончилась Гражданская война (до сих пор историки не сходятся в единой дате и тому есть много объективных причин)…». Шолохов немного помолчал и ответил: «Она, может быть, и до сих пор не закончилась…»

Гражданская война, как пассивный вирус живет в социальном организме общества всегда и ждет своего часа, когда социальный иммунитет людей ослабнет. Это и есть тот момент, когда большинство не может ответить на вопросы «кто я?» «зачем я здесь?» «куда я иду?» «что для меня ценно?»

Вот для чего обществу сторителлинг. Поддерживать его иммунитет…