551 подписчик

Как в Гродно найти Касю и Басю

158 прочитали
ОТКРЫВАЕМ БЕЛАРУСЬ
ОТКРЫВАЕМ БЕЛАРУСЬ

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора

Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами

Итак, двигаемся за Алексеем дальше.

Двигаемся к историческому центру Гродно. Кстати, прекрасная панорама на это место открывается с левого берега Немана.

Костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-2

Появление костела тесно связано с поселением в Гродно ордена монахов-бернардинцев. В 1494 году Великий князь Литовский Александр Ягелончик подарил им земельный участок для строительства монастыря и костела. Первый костел был деревянным. Строительство же каменного костела началось в 1595 году под попечительством короля Жыгимонта III Вазы. Краеугольный камень, заложенный в фундамент алтаря, освятил в 1602 году виленский епископ Бенедикт Война.

По легенде, больше всех на строительство костела пожертвовали солдаты, которые возвращались с победой домой. В память об этом событии каждый рыцарь дал по талеру, а канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега – пожертвовал на строительство тысячу талеров.

В мае 1618 года виленский епископ Евстафий Валович освятил костел. Это означало, что храм построен.

Костел вместе с жилым корпусом и четырехъярусной башней-колокольней связаны в один комплекс и образуют замкнутый внутренний двор.

Монастырь ордена бернардинцев считается одним из уникальных архитектурных ансамблей в Гродно. В нем просматриваются элементы нескольких архитектурных стилей. Выступающие ступенчатые контрфорсы и стрельчатые высокие оконные проемы на тыльном и боковых фасадах имеют отношение к готике. Криволинейные формы верхнего яруса главного фасада вместе с барочными элементами входной группы относятся к стилю барокко. А выступ фасада вместе с частью перекрытия и ниши со скульптурами присущи эпохе ренессанса. Все эти стили гармонично сочетаются и образуют единую архитектурную композицию.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-3

В советское время в храме располагалось бюро судебно-медицинской экспертизы и санстанция. Костел вернули католикам в 1990 году. Здесь открыли высшую римско-католическую семинарию. Действует она до сих пор.

По одной из городских легенд, Бернардинский монастырь и костел были связан со всеми остальными костелами города подземными ходами.

Кася и Бася

Это башни. Каменные восьмигранные. Вот так они выглядели в начале 20 века.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-4

Возводить эти сооружения начали благодаря появлению в Гродно…  водопровода. Дело в том, что строительством башен занялось как раз «Всероссийское акционерное водное общество». Западную соорудили в 1890 году, а восточную (которая ближе к железной дороге) – в 1905–1910 годах.
Интересна легенда, связанная с происхождением имен башен.

В одной из башен располагалась бухгалтерия водоканала. Там работала женщина по имени Бася. А в соседней башне работала завхоз Кася. Благодаря им и получили башни такие необычные имена.

«Кася и Бася» – это пример промышленной архитектуры, которой свойственна эклектичность. Фасады богато декорированы. Особенно выделяется западная башня. Ее стены украшены пилястрами, лопатками, «сухариками» и фигурными наличниками сложных форм. Карнизы украшены орнаментом. Сочетание розового и бежевого цветов в оформлении стен вместе с белой штукатуркой декоративных элементов придает башням очень живописный вид. Правда, декор восточной башни более сдержанный. В высоту Кася и Бася достигают 22 метров и венчаются восьмигранными крышами. Сейчас здесь расположены творческие мастерские.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-5

Лямус монастыря бригиток

В глубине дворов спрятался деревянный лямус монастыря ордена бригиток.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-6

По одной из легенд от него шел подземный ход к соседнему холму. А точнее, к монастырю бернардинцев. Поговаривают, что монахи и монахини специально вырыли его для тайных свиданий.

Лямус – хозяйственная постройка, чаще всего двухэтажная, для хранения продуктов, одежды, зерна, документов, оружия и ценностей. Также использовалась для проживания.

Деревянное двухэтажное здание с галереей на первом этаже и балконом с ажурными арками на втором уникально. Оно возведено без применения гвоздей и скоб. Вместо них использовали специальные деревянные плашки. Крыша накрыта гонтом – специальной черепицей из осиновых дощечек.

Я уже три раза бывал в Гродно, но до лямуса так и не добрался. Всему виной глобальная реконструкция комплекса монастыря бригиток. Пришлось любоваться самым старым деревянным зданием из-за забора.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-7

Завершили мы наш День без автомобиля прогулкой по узким улочкам города. Здесь действительно лучше обойтись без автомобиля.

Автор: Алексей ДРАПЕЗА / фото автора Продолжаем путешествие по Гродно, в которое Алексей Драпеза отправился под девизом нынешнего Всемирного дня без автомобиля – иди с нами Итак, двигаемся за Алексеем-8

Глядя на Гродно с обзорной площадки кафе «Крыша мира» осознаешь, что сам по себе город с многообразием его архитектурных ансамблей и старых зданий сплошная «Гістарычная каштоўнасць», которая будет интересна всем туристам. Независимо от того, откуда они приехали.