Работа Леонардо да Винчи?
Древнее льняное полотнище с неясным отпечатком обнаженного бородатого человека почиталось как погребальный саван Христа уже не менее двух веков, когда в 1578 г. его перенесли на хранение в собор Турина (Италия). Почти 500 лет, исключая короткий период в годы Второй мировой войны, оно находилось там под замком в серебряной раке. Однако, покой реликвии часто нарушали сомнения в ее подлинности, которые зазвучали громче в последнее время, когда к спорам подключились естествоиспытатели.
Таинственный образ.
Сторонники подлинности располагают серьезными аргументами. На ткани отпечаталась фигура мужчины с ранами на запястьях и животе - возможными следами распятья. Само изображение соответствует фотографическому негативу передней и задней сторон тела. Недавно один израильский ученый проанализировал сохранившуюся на ткани пыльцу: видовой состав давших ее растений типичен именно для Палестины I в. н.э. - места и времени похорон Христа.
Однако, если это и в самом деле его саван, как появилось удивительное изображение? Синдонологи ("синдон" - от греч. "плащаница") предлагают разные объяснения. Одни говорят об отпечатке ароматического состава, которым умащивали тело; другие-о газах, выделявшихся из кожи и химически воздействовавших на ткань; третьи-об особом излучении, исходившем от тела Христа при его воскрешении и "опалившем" льняные волокна.
Однако, скептиков эти аргументы не убеждали, и они настаивали на строго научном анализе реликвии. В 1988 г. его провела группа из Аризонского университета. Радиоуглеродный метод дал возраст ткани не более 725 лет, причем ее особенности говорили о европейском происхождении. Этот результат подтвердили еще три лаборатории. Значит, Туринская плащаница все-таки подделка?
Продолжение следует.
Российские ученые начали свои изыскания, когда зарубежные исследования, казалось, зашли в тупик. Двадцать лет понадобилось, чтобы доказать, что плащаница все-таки подлинная, а в радиоуглеродную хронометрию вкралась ошибка. Группа российских исследователей выяснила, почему радиоуглеродный анализ волокон, сделанный в лабораториях Аризоны, Цюриха и Оксфорда, "омолодил" ткань на целых тысячу триста лет. Все дело в следах растительного масла, которым еще в средние века реставрировали плащаницу после пожара. Эти органические вещества более позднего происхождения и повлияли на результаты исследования. Российские химики предложили другой способ определения возраста плащаницы - по содержанию азота, который со временем замещает углерод в льняных волокнах ткани. Возможно, ученым все же удастся найти убедительные научные объяснения тайнам плащаницы, включая и главную загадку: каким образом на ней, как на фотопленке, запечатлелось изображение тела Христа.
И, напоследок, ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА.
Ученые сходятся в одном: если плащаница подделка, это, безусловно, работа гения. Поиски ее автора приводят к Леонардо да Винчи. Отдавая дань его таланту художника, фильм "Немой свидетель" (1982) указывает на Леонардо да Винчи как единственного мастера, способного к такой мистификации. Эту теорию поддерживают Линн Пикнетт и Клайв Принс, анализирующие в своей книге "Туринская плащаница: чей образ" (1994) возможность переработки гением древнего изображения. Был ли завернут в ткань человек? Некоторые считают, что это был саван крестоносца XIV в., распятого в Палестине саранцами. Это объясняет характерные раны на теле. Сторонники и противники подлинности реликвии предлагают все новые теории и методы анализа ткани. Однако, похоже, Туринская плащаница, как и все, связанное с жизнью Иисуса, навсегда останется загадкой.
А вы как думаете, уважаемые читатели?