Антонина Семёновна — пенсионерка из Московской области. Она живёт в скромной однокомнатной квартире в обычной панельной хрущевке с котом Василием. Ещё у неё есть старенькая дача с огородом. Чтобы там был уютно, она решила отремонтировать домик. На это ей понадобилось 350 тысяч рублей.
Обращаться к родным она не хотела. «Зачем ещё их тревожить? У них свои ипотеки да кредиты», — размышляла пенсионерка. Поэтому стала искать деньги самостоятельно. Прошлась по известным банкам — ей либо отказывали из-за возраста, либо предлагали меньше, чем нужно.
Выйдя за молоком для Василия, на остановке возле своего дома Антонина увидела объявление:
«Фонд социальных выплат. Кредиты пенсионерам на выгодных условиях. Звоните по телефону — сотрудники центра расскажут, как получить деньги. Даём всем нуждающимся».
Ну, казалось, удача для пенсионерки! Антонина бежит домой и звонит в фонд, чтобы рассказывает о своей проблеме.
Её приглашают в офис на консультацию. Там её встречают люди в костюмах, на стенах — социальные плакаты о том, скольким людям они уже помогли. Проводят до кабинета и вежливо рассказывают, что ей невероятно повезло.
Фонд был готов дать 350 тысяч рублей под очень низкий процент, но чтобы получить социальные деньги нужно сделать простую вещь — оставить в залог её однокомнатную квартиру в хрущевке. Пенсионерке дают почитать документы, подсовывают какие-то бумаги и торопят: «Денег осталось мало, чем быстрее подпишем, тем лучше».
Пенсионерка почти потеряла бдительность: деньги нужны, нигде не дают, а тут — такая выгодная сделка. Она уже представляет, какой будет красивый ремонт в доме, где высадит цветы и как вся её семья сможет там отдыхать всё лето...
Наша героиня хватает бумаги и подписывает всё, что ей говорят. Но до тех пор, пока она не увидела название «Договор купли-продажи квартиры». Антонина нахмурила брови и задумалась. Решила спросить, не ошибка ли:
— Сергей Петрович, а это что? Почему здесь договор купли-продажи?
— Антонина Семеновна, ну это что-то вроде ипотеки, так сейчас все делают. А ещё у вас расписка будет...
— Да какая ипотека? Я вам квартиру что ли за 350 тысяч продаю? И ещё должна буду?
— Нет, нет. Что вы! Мы подписываем этот договор, а затем, как вы вернёте социальные деньги, мы снова подпишем такой же договор… Это стандартная практика получения льготных денег.
— Но ведь сначала был договор залога? А сейчас это?
— Да это Ирочка ошиблась, не тот документ принесла…
К Антонине Семеновне мгновенно вернулась бдительность. Она ещё раз прошлась по всем документа, прочла условия и задумалась: «Какая-то суматоха, документы путают, подменить что ли пытаются? Да и в договоре продажа квартиры».
Сделка сорвалась. Антонина Семёновна нашла в себе силы отказаться от легких денег. Зато осталось со своей квартирой и котом Василием.
Антонина допустила несколько ошибок
1. Не проверила компанию на сайте Центрального банка России. Все легальные кредитные организации находятся в реестрах ЦБ.
2. Не запросила у менеджеров свидетельство ЦБ и документы о компании.
3. Чуть было не подписала договор купли-продажи вместо договора залога. Залог — обычная практика легальных кредиторов. Стороны подписывают договор, заёмщик получает деньги и остаётся собственником своей недвижимости, а кредитор получает гарантию.
Черные кредиторы могут подменить договор залога на договор купли-продажи, всячески объясняя, что это — нормально. Но это не нормально: если собираетесь взять кредит под залог, никогда не подписывайте договор купли-продажи.
Берегите себя и своих близких.
А вот Светлане Алексеевой не повезло — она лишилась квартиры.