Самые частые претензии с российскому лоукосту "Победа" - связаны распределением мест в салоне самолета. Не раз случалось так, что даже при оплате за выбор места в салоне, система раскидывала семью по разным концам самолета. Сам был тому свидетелем и написал об этом статью. Справедливости ради, стоит сказать, что такими драконовскими правилами отличается не только "Победа", но и японский лоукостер Peach Airlines. И если с российскими стюардессами все же можно договориться и здравый смысл и чуткость у них часто побеждает, то с японками это бесполезно.
Вот вам ситуация годичной давности. Я летел на Тайвань из Японии рейсом авиакомпании Peach Airlines и в процессе перелета вышел неприятный инцидент. Борт был на треть пуст и свободных мест было более, чем достаточно. Рядом со мной летела тайваньская семья с грудным ребенком; дитё капризничало, срыгивало, они совали ему в ротик бутылочку с молоком, двигали туда-сюда пакеты и сумки, памперсы-шмамперсы. Они попросили японскую стюардессу разрешить им пересесть назад, где все три места свободны, чтобы успокоить ребенка. Но та ответила отказом с милой улыбкой: "-У вас была опция оплатить те места, где бы вы хотели сидеть, а если не оплатили - система автоматически определила места, пересаживаться нельзя". Азиаты - люди покорные и смирились, но мне, во-первых, тоже ситуация была крайне некомфортна, а, во-вторых, взбесило наплевательство на ребенка. Это же младенец, мать их, разве так можно?
Тогда я сказал тайваньцам, что сам пересяду, не переживайте. Те поблагодарили и я пересел назад. На мое место они тут же переложили часть детских вещей.
Прошло несколько минут, как вдруг подбегает стюардесса и требует, чтобы я пересел назад. Объясняю ей, что там люди с младенцем, малыш капризничает, у них куча вещей, оставьте их в покое, тем более, что полно свободных мест. Нет, нельзя, каждый обязан сидеть на местах, указанных в билете. И настойчиво стоит над душой, не уходит. Надо сказать, что тайваньцы испугались "повышения градуса" и забрав свои вещи с моего места сделали знак, мол, возвращайтесь, мы справимся.
Я решил сделать ход конем и говорю японской стюардессе, что я болею гриппом и боюсь заразить ребенка. На самом деле ничем я не болею, но вы поняли идею. Та улыбнулась и ушла. Но если вы думаете, что инцидент был исчерпан, то вы совсем не знаете японский менталитет. Она вскоре вернулась назад и принесла мне марлевую повязку и еще раз потребовала вернуться на свое место.
Много с кем приходилось мне вступать в конфликт, но с японцами - впервые. Прошу стюардессу позвать старшего, возможно он проникнется ситуацией. Она убежала и привела другую стюардессу, которая главная. Но и та повторила, что менять места нельзя ни в коем случае, а если там летит семья и им мало места - они могли купить все три билета. Тогда я спрашиваю, а если к примеру пассажир умер в своем кресле, то я обязан с мертвецом лететь в пункт назначения и вы мне выдадите марлевую повязку в качестве компенсации?
Резюме
Мне пришлось вернуться на свое место (стюардессы пригрозили, что сообщат командиру и у меня будут проблемы по прилете в Тайбей), а тайваньская семья лишь развела руками "Crazy japanese...".
Я не считаю, что эти девочки-стюардессы плохие люди и им наплевать на младенца. Но они не привыкли принимать решения и брать на себя ответственность. Позволить кому-то пересесть? Это нарушит строгую систему, прописанную в циркулярах и правилах, а для японца это талмуд, вбиваемый в голову с детства. Кто позволил - я позволила. Они привыкли ощущать себя пешками, винтиками в системе. Любое принятие решений означает выход из зоны гармонии и комфорта. Ну и второй момент, в большей степени демографический: японцы катастрофически стареют, там очень мало детей и очень много стариков. Эти девушки, как правило, единственные дети в семье и они искренне не понимают, что такое маленький ребенок.
Такова оборотная сторона японской модели жизни.