Турбопарус — судовой движитель, использующий энергию ветра, на основе эффекта Магнуса.
Вертикально установленные цилиндры приводятся в движение от основного гребного вала, их вращение помогает кораблю двигаться — при обтекании вращающегося цилиндра потоком воздуха, образуется сила, воздействующая на цилиндр и направленная перпендикулярно направлению потока.
Первый турбопарус
Впервые роторные турбопаруса немецкого инженера Антона Флеттнера были успешно испытаны на шхуне «Букау» в 1924 году.
Жак-Ив Кусто
В 1980-х годах более сложная форма турбопаруса была разработана французскими инженерами под руководством океанолога Жака-Ива Кусто. Наиболее успешно она применялась на судне «Алсион»
Эффект Магнуса — физическое явление, возникающее при обтекании вращающегося тела потоком жидкости или газа. Образуется сила, воздействующая на тело и направленная перпендикулярно направлению потока. Это является результатом совместного воздействия таких физических явлений, как эффект Бернулли и образования пограничного слоя в среде вокруг обтекаемого объекта.
Современное применение
E-Ship 1 — морское грузовое судно типа RoLo, использующее турбопаруса в качестве вспомогательных движителей. Четыре вертикально установленных цилиндра приводятся в движение от основного гребного вала. Судно было построено в 2008 году в Германии на верфи компании «Enercon» — крупнейшего немецкого производителя ветрогенераторов.
В 2017 году роторный парус, использующий эффект Магнуса, установлен на круизном пассажирском и автомобильном пароме M/S Viking Grace вместимостью 2800 пассажиров финского судоходного концерна Viking Line.