Изабель Юппер - актриса, которая с успехом снимается уже 45 лет. Нельзя сказать, что это абсолютно уникальный случай, но даже в европейском кино большинство актрис сходят с дистанции значительно раньше. Не менее впечатляет и список режиссеров, с которыми она успела посотрудничать: Трюффо, Шаброль, Горетта, Хартли, Ханеке, Верховен, Блие, Феррери, Вайда, Лоузи, Тешине, Шрётер, Петрович...
15 фильмов с Юппер, достойных пристального внимания
Судья и убийца (Le juge et l'assassin), 1976, режиссер - Бертран Тавернье
Фильм о серийном убийце, радикально отличающийся от всего, что было снято на эту тему в Голливуде. Традиционное противостояние следователя (в данном случае судьи) в исполнении Филиппа Нуаре и маньяка, которого сыграл Мишель Галабрю, вместо битвы умов превращается в соревнование двух ничтожеств. Юппер играет роль любовницы судьи, оставаясь самым вменяемым персонажем в фильме.
Кружевница (La Dentellière), 1977, режиссер - Клод Горетта
Настоящий прорыв Юппер. Актрисе удалось создать убедительный и интересный портрет обычной "маленькой женщины". Героини, которая по определению не может быть интересной, но усилиями актрисы оказавшейся действительно интересной.
Сестры Бронте (Les soeurs Brontë), 1979, режиссер - Андре Тешине
Барочная кинобиография жизни трех видных британских писательниц, снятая французским режиссером. Юппер играет Анну Бронте, в то время как в роли Эмили отметилась Изабель Аджани, а роль Шарлотты исполнила Мари-Франс Пизье.
Спасай, кто может (свою жизнь) (Sauve qui peut (la vie)), 1980, режиссер - Жан-Люк Годар
В 1980 году Юппер снялась сразу в трех выдающихся фильмах, первым из которых стало переосмысление Годаром, вернувшимся в нарративное кино после киноэкспериментов 70-х, своего раннего фильма "Жить своей жизнью". Двумя годами спустя Юппер вновь снялась у Жан-Люка в фильме "Страсть".
Лулу (Loulou), 1980, режиссер - Морис Пиала
Юппер разыгрывает на двоих с Жераром Депардье социальную мелодраму, полную неловких, некомфортных, неприятных деталей. В следствие чего, в какой-то момент появляется ощущение, что смотришь не мелодраму, а самый настоящий социальный хоррор.
Врата рая (Heaven's Gate), 1980, режиссер - Майкл Чимино
Голливудский дебют Юппер состоялся в эпическом ревизионистском вестерне Чимино, безжалостно порезанном студией и долгое время бывшим одним из самых убыточных фильмов в истории Голливуда. Изабель находится в центре любовного треугольника между Крисом Кристоферсоном и Кристофером Уокеном.
Дилетанты (Amateur), 1994, режиссер - Хэл Хартли
В течение 80-х Юппер успела поработать с множеством арт-режиссеров, от Вернера Щрётера до Анджея Вайды, но по-настоящему интересную роль она сыграла в 1994 в инди-комедии Хэла Хартли. Актриса исполняет роль "девственницы-нимфоманки" 35 лет, ушедшей из монастыря и пытающейся заработать на жизнь сочинением эротической прозы, что учитывая бэкграунд, у неё не особо получается. Роль получилась забавной, но без ухода в самопародию или гротеск.
Церемония (La Cérémonie), 1995, режиссер - Клод Шаброль
Не первый и не последний совместный проект Шаброля и Юппер, но самый заметный. В этом остросоциальном триллере Юппер изображает своеобразного "змея-искусителя" подталкивающего героиню Сандрин Боннэр к совершению убийства.
Сын двух матерей, или Комедия невинности (Comédie de l'innocence), 2000, режиссер - Рауль Руис
Было бы странно, если бы Юппер ни разу не снялась в фильме Руиса. "Комедия невинности" - не самый удачный режиссера-трудоголика, но достаточно симпатичный, где в лучших традициях Руиса всё не то, чем кажется.
Пианистка (La Pianiste), 2001, режиссер - Михаэль Ханеке
Изрядно переоцененный фильм Ханеке, что впрочем можно сказать о большинстве фильмов режиссера, но Юппер на его съемках выложилась и физически, и эмоционально по максимуму.
8 женщин (8 femmes), 2002, режиссер - Франсуа Озон
Ансамблевый мюзикл-детектив, в котором режиссер собрал французских актрис и дал каждой из них возможность блеснуть. Юппер здесь не тянет зрительское внимание на себя, а честно отрабатывает свою роль.
Взломщики сердец (I Heart Huckabees), 2004, режиссер - Дэвид О. Рассел
Юппер играет комедийную роль, и у неё получается. Достаточно сказать, что её персонаж - психоаналитик с мазохистскими (вспоминаем, "Пианистку") наклонностями и нетрадиционными подходами к работе с пациентами. В финале фильма, в рамках сеанса психотерапии, пациент (Шварцман) окунает доктора (Юппер) лицом в лужу.
Захваченные (Captive), 2012, режиссер - Брийанте Мендоса
Покорив европейское кино и Голливуд, в начале 2010-х Юппер отправляется покорять новые рубежи, в кино Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Юппер играет христианскую миссионерку, взятую в заложницы вместе с 19 другими европейцами членами филиппинской исламистской группировки. Большую часть фильма Юппер проводит в джунглях без средств личной гигиены и выглядит соответственно.
В другой стране (Dareun naraeseo), 2012, режиссер - Хон Сан-су
Первое сотрудничество с одним из самых своеобразных южнокорейских режиссеров, работающих прямо сейчас. Спустя 5 лет Юппер вновь снялась в фильме Сан-су "Камера Клэр".
Она (Elle), 2016, режиссер - Пол Верховен
Пол Верховен в своем последнем на данный момент фильме в очередной раз продемонстрировал способность провоцировать. Без актерской помощи Юппер у него это могло и не получиться.