Найти тему
Anna Che

Спасти рядовую белку

"Привет, как дела. Вот тебе пара фотографий московской осени," – я пишу сообщение в WhatsApp своей знакомой, пока иду по Нескучному саду в Москве. Вообще-то она из Канады. Но уже почти год живет в шотландском Глазго. На фотографиях желтые и красные деревья, засыпанные кленовыми листьями дорожки и белка в разных позах. Мускулистая и нагловатая, она только что едва не выпотрошила мою сумку в поисках орехов, но потом все же согласилась попозировать пару секунд. Отправляю сообщение и продолжаю разглядывать белку: теперь она скачет вверх-вниз по стволу дерева в ожидании, пока гуляющие в парке дети достают из кармана угощения для нее.

Обычная рыжая белка. На ушах длинные кисточки. Глаза крупные и глядят строго. Правда, она уже начала менять шерсть на зимнюю, и сквозь рыжую короткую пробивается более длинная и пушистая серая. Особенно на задних лапах – белка словно натянула теплые меховые штаны, из которых торчат вполне себе суровые когти. Благодаря им суетливое создание так стремительно перемещается по стволу – по кругу, вверх и вниз, что я скоро теряю ее из виду.

"Ого! У вас тоже есть рыжие белки!" – получаю я стремительный ответ из Шотландии. – "Везет тебе. Я еще в жизни не видела ни одной рыжей белки. Хотя говорят, что тут в Шотландии их снова много. Но вообще-то они большая редкость, на грани исчезновения".

Что за ерунда? Мне казалось, что все в порядке с рыжими белками. И не только в Нескучном саду, но и во всех направлениях от Москвы на много километров. Придется изучать вопрос.

Рыжая белка, читаю я в литературе по теме, по-научному белка обыкновенная (лат. Sciurus vulgaris) – не путать с североамериканской красной белкой (лат. Tamiasciurus hudsonicus), живет в лесах и Европы, и Азии. Есть и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Сахалине, и на Хоккайдо, и на Кавказе, и на Тянь-Шане. Хм... Пока все нормально у рыжей белки. Ест корни и плоды, орехи и семена. Сушит грибы на деревьях и делает запасы в дуплах. Но быстро о них забывает и натыкается разве что случайно. Ну тоже все понятно. И от забывчивости не вымирают вроде. Только бегают быстрее – чтобы еды раздобыть. Среди главных врагов – куницы и горностаи, совы и ястребы, собаки и кошки, если догонят, конечно. Ну то есть тоже без трагедий, естественный отбор.

"В Великобритании популяция Sciurus vulgaris оказалась под угрозой после того, как в страну была завезена каролинская (серая) белка (лат. Sciurus carolinensis) из Северной Америки". Ага. Ну вот это уже интересно. Но не могли же белки есть белок. К счастью нет. Но попавшие в замкнутое пространство островного государства каролинские белки оказались переносчиками вируса беличьей оспы, к которой сами в большинстве толерантны – в отличие от белки обыкновенной. К тому же серые белки отличаются повышенной выживаемостью в холодное время года, отлично находят сделанные рыжими белками запасы, что и позволило им освоить территории.

Благодаря повторному вмешательству людей популяция рыжих белок в Великобритании, и в первую очередь в Шотландии сейчас восстанавливается – о чем мне радостно и написала моя канадско-шотландская знакомая. Немалую роль в восстановлении играет еще один зверь – лесная куница (лат. Martes martes), она же желтодушка. Опустим кровавые подробности, хотя тут уже без них не обошлось.

Зато уши с кисточками снова торчат среди веток шотландских лесов. Пойду покормлю белок в Нескучном саду. Зима скоро, а у них память короткая.