HI-Tech революционер Элон Маск на днях произвел очередной фурор среди специалистов презентовав прототип космического корабля Starship (Mark1), который уже в 2024 (!) году сможет достичь Марса, а в 2023 году «прокатит» японского миллиардера Юсаку Маэдзава с попутчиками вокруг Луны.
В ходе полуторачасовой презентации Starship на своем частном космодроме в Boca Chica Village (южный Техас) Элон Маск обозначил несколько революционных идей, которые заставили нервничать не только одного из бывших лидеров мировой космонавтики «Роскосмос», но и их коллег из NASA. Именно на последних обрушился поток критики после презентации Starship — государственное космическое агентство США было обвинено в медлительности, бюрократии и дороговизне проектов на фоне стремительных шагов компании SpaceX. Но обо всем по порядку.
1. Как признался Элон Маск лишь в октябре прошлого года они окончательно выбрали материал для строительства межпланетного корабля, и им оказался материал, который свободно продается в любой торговой точке по всему миру. Его сфера применения от бытовой техники до городского транспорта и оборудования для горнодобывающей промышленности. Этим материалом оказалась… нержавеющая сталь марки AISI 301 (в российском ГОСТе эта марка «нержавейки» соответствует стандарту 07Х16Н6). Как пишут на «металлических» сайтах, стандартная AISI 301 легко поддается на «изгиб, формовку растяжением и ротационную глубокую вытяжку».
Из трех вариантов материалов (рассматривались также алюминиево-литиевые стали и углеродное композитное волокно) сталь 301 была выбрана потому, что при низких температурах космоса она становится еще прочнее. Температура плавления составляет 1500 градусов по Цельсию, что значительно упрощает задачу теплозащиты, и на входе в атмосферы Земли и Марса ракета будет «прикрыта» лишь тонким слоем огнеупорной прозрачной керамики. Помимо лучшего соотношения «прочность к весу» у нержавеющей стали 301 и самая лучшая цена. По словам Элона Маска, а деньги считать он умеет, иначе не был бы миллиардером, одна тонна углеродного волокна стоит $130 тысяч, а сталь в рулонах - $2500 долларов за тонну, т.е. 2% от стоимости композитного материала.
Помимо этого есть еще одно несомненное преимущество: корпус ракеты можно сваривать вне ангаров прямо на открытом воздухе, что сейчас и происходит, привлекая внимание тысяч техасцев, которые начали приезжать на берег Мексиканского залива, чтобы через забор наблюдать, как на открытом воздухе из блестящей нержавеющей стали собирается космический корабль будущего.
Более того, основной корабль для колонизации Марса вместимостью до 100 человек может быть легко разрезан и повторно использован для строительства зданий, передвижного марсианского транспорта и прочих нужд колонистов-землян.
После презентации осталось лишь недоумевать над одним вопросом: как могли тысячи инженеров за 60-летнюю историю мировой космонавтики упустить такое простое и дешевое решение с материалом для корпуса ракет, которое отличается не только прочностью, но и чрезвычайной упругостью и пластичностью?
Возможно, ответ кроется в философии «частника» Элона Маска, который еще в самом начале презентации Starship обратился к своим коллегам-транжирам: «нам нужно перестать выбрасывать ракеты после одного использования!». То есть он фактически обвинил государственные космические агентства в разбазаривании десятков бюджетных миллиардов долларов выделяемых им ежегодно.
2. Стремительный SpaceX опередил самого себя в скорости реализации идей Элона Маска. Посудите сами: на строительство первого прототипа Starship Мarк1 понадобилось… 4 месяца! Ошеломляет и ожидаемый рост «скорострельности»: одношовный Starship Мarк2 будет построен за 2 месяца, и в течение еще 4 месяцев будут построены и Мarк3 и Мarк4.
Первый старт на высоту 22.5 километров и обратное приземление состоится до конца 2019 года, а на орбиту модель Марк 4 полетит уже в 2020 году!
Аналогичная ситуация и с новейшими двигателями Raptor. По заявлению Элона Маска, в настоящее время один двигатель SpaceX собирает за одну неделю, к концу этого года один движок будет собираться за 2 дня, а целью обозначен 1 raptor в день уже в 1 квартале 2020 года.
3. Перспективы. Каждый корабль из флота Элона Маска будет способен доставить в ближний космос 150 тонн полезной нагрузки, и если все пойдет по плану, то 10 многоразовых Starship с ускорителями Super Heavy в теории будут способны на доставку до 1.5 млн.тонн грузов в год! Для сравнения: в настоящее время емкость доставки грузов в космос силами всей мировой космонавтики составляет... 200-300 тонн в год.
А теперь для сравнения о темпах: с момента подписания Б.Обамой проекта SLS для лунной экспедиции прошло 8 лет, и первый беспилотный запуск с миссией «Артемида-1» запланирован на середину 2020 года. Про российскую «Ангару» разрабатываемую еще с конца ХХ-века мы вежливо промолчим.
4. Дешевизна космодрома. В конце 60-х годов для польских иммигрантов на самой границе с Мексикой был построен поселок из сборно-щитовых домов, которые были «благополучно» унесены в тот-же год ураганом с Мексиканского залива. К 2016 году, когда миллиардер-визионер купил себе в Boca Chica Village домик без водоснабжения за 37 тысяч долларов, в этом кишлаке с единственной улицей проживало от силы 6-7 семей.
Просмотрев различные варианты от Аляски до Флориды, в 2014 году Элон Маск сделал окончательный выбор на южном Техасе и уже предложил всем местным жителям продать свои дома по тройной цене, и намерен построить стартовый комплекс предназначенный для запуска ракет-носителей Falcon 9, Falcon Heavy и SuperHeavy со StarShip.
А теперь внимание! Стоимость частного космодрома рассчитанного на запуск трех различных носителей составляет всего $100 миллионов и плюс $15 миллионов от штата Техас. Для сравнения: Казахстан в рамках проекта «Байтерек» должен модернизировать (!) один (!) стартовый стол из-под ракет «Зенит» под новую русскую ракету «Союз-5», как минимум, за $200 миллионов! Вот только не надо, что кабель и металл стоит в США дешевле, чем в ЕАЭС, не надо. Аппетиты бы поумерить, тем более, что и хвастаться особо и нечем — нам до планов Маска как до Марса.
И резюмируя все вышесказанное. Элон Маск не считает большой проблемой строительство первых межпланетных кораблей, ни систему хранения криогенного топлива на борту, ни дозаправку от орбитальных танкеров, которые будут построены на базе тех-же StarShip, и даже не систему жизнеобеспечения астронавтов, которым предстоит провести полгода на борту, нет. Все эти вопросы уже решаются, а главной целью он считает строительство автономного города на Марсе — вот этот вызов он считает главным. Все что ему нужно — это электричество на Марсе, а «кислород в атмосфере есть и его мы будем получать из С02».
Если же вы спросите о воде на Марсе, то помимо пара в атмосфере, старенький Mars Express уже обнаружил первое подземное озеро у южного полюса. И перед тем, как окончательно удостовериться, что у нас есть шанс увидеть старт первой «марсианской» экспедиции нам есть резон не только перечитать «марсианские хроники» Рея Бредбери, но и заново пересмотреть голливудский фильм «Марсианин». Кажется, что и этот фильм не совсем уж и фантастичен.