Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» шокировал не одно поколение читателей. Многие считают книгу омерзительной, а автора — откровенным психом. Я не разделяю подобную точку зрения и хочу поделиться с вами своим взглядом на произведение немецкого автора.
Триллер, в котором главный герой является «счастливым» обладателем психического расстройства
Именно таким кажется роман Зюскинда на первый взгляд. Есть в нём и жестокость, и «нестандартный» герой. Без убийств тоже не обошлось.
Если честно, меня даже удивляет то, что «Парфюмер», опубликованный в 1985 году, смог так «напугать» читателей. Казалось бы, литературное наследие 19 века погружало нас в такие бездны жестокости, что мы уже должны были привыкнуть к ней. Вспомните хотя бы Достоевского или Диккенса — они ведь писали далеко не пасторальные картины.
Мне кажется, что в планы Зюскинда не входило запугивание. Всё то, что вызывает у многих читателей отвращение — это лишь штрихи, которые должны усилить основную мысль произведения.
Общество лицемерно
Для меня «Парфюмер» — это, в первую очередь, роман об обществе, а не об убийствах. Жан-Батист Гренуй является, если можно так выразиться, «подставным» персонажем. Его цель — проверить, насколько декларируемые ценности жизнеспособны.
Оказывается, что они существуют только на словах. Казалось бы, общество должно проявить заботу о младенце, оставшемся без матери. Возможно, так бы оно и случилось, будь малыш похож на милого ангелочка. Но он некрасив. И монахиням он явно не по душе.
Христианское милосердие выключается, и включается что-то дикое и языческое — ребёнка воспринимают как дьявольское отродье. Отец Террье — великий знаток христианской догматики — возмущается тем, что малыш «бесстыдно его обнюхивает». Жан-Батист действительно странный, но официальная мораль почему-то умалчивает о том, что на странных её действие не распространяется.
С лёгкой руки «добрых христиан» наш герой отправляется в своё путешествие, которое не сулит ему никаких радостей.
Создание монстра
Жан-Батист Гренуй не был рождён монстром. В монстра его превратило общество. То, с чем он столкнулся, заставило его искать точку опоры. И ей стал великий аромат, ради создания которого он и пошёл на все те отвратительные деяния, которые заставляют мурашек в бешеном темпе носиться по нашей коже.
Важно понимать, что творчество не было смыслом его жизни. Оно было лишь соломинкой, за которую Жан-Батист держался. Это красноречиво подтверждает финал романа. Найдя великий аромат, герой стремится к смерти и забвению. Ведь теперь у него нет «якоря».
Произведение Патрика Зюскинда не кажется мне омерзительным потому, что всё то, что может вызывать подобные чувства, я вижу как декорации. С моей точки зрения, «Парфюмер» остросоциальный роман. Но вскрывает лицемерие, царящее в нашем обществе, и беспардонно срывает маски с тех, кто громче всех говорит о добродетели и милосердии.
А ещё мне кажется, что автор даёт нам понять: каждый из нас в силах спасти кого-то. Окажись на жизненном пути Жана-Батиста Гренуя человек, который бы отнёсся к нему по-человечески, и его История могла сложиться по-другому.
А что думаете вы о романе «Парфюмер»? Пишите в комментариях и подписывайтесь на наш канал!
Yours sincerely, Призрачный Редактор
Читайте также:
Как Джеймс Джойс стал «святым»