Перед вами, третья, заключительная часть статьи о самом известном инструменте, используемом при разработке стратегии - SWOT-анализе.
В первой части - "SWOT-анализ и "зачем его едят"?" постарался объяснить в каких ситуациях и для чего, этот инструмент, собственно, нужен и используется. О пользе стратегической проработки, как таковой.
Во второй части - "SWOT-анализ и "как его приготовить", описана методика проведения первых этапов анализа - определения и сопоставления ваших сильных и слабых сторон, а также, влияющего на вас, внешнего окружения.
Ранее мы закончили тем, что соотнесли наши сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами (предварительно выделив, самые значимые) в "конфронтационную матрицу". Сейчас настало время для выделения, искомых нами (собственно ради этого весь "сыр бор") стратегий.
Этап #4 - определяем важные стратегические направления и "продумываем ходы".
Поскольку, каждый внутренний фактор у нас имеет некий "индекс силы" выражаемое в цифрах, а внешнее влияние также имеет числовое значение, выражающие возможные последствия и вероятность - теперь мы может эти значения перемножить.
Те, которые в результате этой просто математической операции, что получили у нас максимальные значения - и есть самые важные для нас варианты, эту важность мы и выявили путем анализа. Но про остальные забывать тоже не стоит, в дальнейшем работе будет использовано всё что у нас есть. Пока что держим это, что называется, "в уме".
Настало время определить виды деятельности, которыми компания собирается заниматься, руководствуясь SWOT-анализом. Снова взгляните на "конфронтационную матрицу ниже", тут я выделил 4 сектора:
То, что находится на пересечении сильных сторон (S-Strengths) и возможностей (O-Opportunities) находятся в секторе "SO". По той же аналогии, другие сектора называются - ST, WO и WT.
Настало время продумать "конкретные ходы". Как это делается?
Начинаем думать и даже "покреативить", прорабатывая каждую комбинацию и задавая соответствующий вопрос, который зависит от сектора, в котором эта комбинация находится:
- SO (Силы и Возможности) + ST (Силы и Угрозы) - Здесь ключевой вопрос: каким образом мы можем воспользоваться нашей сильной стороной чтобы максимально реализовать потенциал возможностей и избежать реализации угрозы. Что именно мы можем сделать?
- WO (Слабости и Возможности) + WO (Слабости и Угрозы) - Здесь вопросы такие: что нам надо сделать, чтобы наши слабые стороны нам НЕ ПОМЕШАЛИ реализовать возможности и не способствовали развитию угроз. Какой деятельности следует избегать? Как мы можем усилиться, благодаря открывающимся возможностям?
- Также важно соотнести S и W - это дополнительный вопрос, пересечение которого в нашей матрице нет, тем не менее при разработке стратегии его нельзя избегать: как мы можем воспользоваться нашими сильными сторонами чтобы развить слабые.
Ваша задача продумать побольше идей различных ходов (деятельности которую вы могли бы осуществить).
В чём суть? Одни и те же задачи можно решить по-разному. Сопоставляя одну и ту же силу или слабость, с одной и той же, возможностью или угрозой - у вас должны получиться несколько разных вариантов деятельности - различные альтернативы.
С другой стороны, одно решение подходит для различных задач - одни и те же виды деятельности, могут окажутся в разных пересечениях, и даже разных секторах, то есть могут решать различные стратегические задачи.
Итак, прорабатывая каждое пересечение, отвечая себе на эти вопросы, мы получим некие виды деятельности, которую и следует нам организовать и реализовать, чтобы добиться необходимых побед. В идеале должен получится огромный список различных видов деятельности, всех возможных ходов, основанных на анализе.
Осталось определить, какие из этих ходов основные и первоочередные, а какие - альтернативные и второстепенные.
Здесь нам снова на помощь приходит математика!
Всем мероприятиям (ходам!), которые у вас получились, нужно присвоить балл, соответствующий баллу пересечения, для которого вы их "изобрели". Если мероприятие есть в разных пересечениях, то эти баллы мы суммируем!
После это, нетривиальной, операции наш список мероприятий уже имеет оценку - больше всего баллов в нём имеют те мероприятия, которые решают наиболее важные вопросы, и те, которые решают множество вопросов.
Собственно, к этому мы и стремились, так мы и определяем лучшие альтернативы среди всех действий, те что будут наиболее эффективны и позволят вам получить больший эффект, выгоднее использовав ваши ресурсы и ситуацию во внешней среде.
Вот это и будет являться уже, какой-то мере, стратегий - отвечающий на вопросы, ЧТО делать, КАК делать, за счет чего и в каком порядке. А далее уже идет углубленное планирование стратегии, её реализация, тактика, иными словами. Но это уже совсем другая история!
Еще хотелось бы добавить, что не нужно прорабатывать мероприятия глубоко. Стратегическое мышление требует взгляда с высоты, должна быть видна "общая картина", а не детали.
Закрепляем материал. Вся методика кратко.
Этап 1: Выявляем внешние и внутренние факторы, существенные для стратегической позиции компании. Рассматриваем все в сравнении с другими игроками. Если нужно группируем, выставляем баллы каждому фактору. Избавляемся от нейтральных, оставив действительно значимые.
Этап 2: Выявляем существенные факторы внешней среды: Возможности и Угрозы - способные повлиять на ваше положение и результат. Снова ранжируем. От лишнего снова избавляемся, оставив те, которые наиболее вероятны и обладают наибольшим потенциалом.
Этап 3: Соотносим силы и слабости с возможностями и угрозами в "конфронтационной матрице". В каждой клетке "пересечения" выставляем баллы, равные произведению S/W на O/T. Это позволяет нам выявить ключевые стратегические проблемы, наиболее важные и срочные.
Этап 4: Определяем основные и альтернативные стратегии. Продумываем конкретные ходы - мероприятия, которые помогут нам достичь нужных результатов. Ранжируем и определяем самые эффективные.
На этом всё! Понравилась статья? Тогда поддержите блог лайком! Именно так я пойму, что людям интересно и о чём писать дальше. А ещё алгоритм "Дзена" будет показывать вам больше подобного контента.
А подписавшись - вы точно не пропустите следующие мои статьи, многое я пишу из моей личной практики бизнеса, а также с иностранных образовательных источников.
КСТАТИ! Предыдущая статья, которую я написал, тоже о стратегии, в ней я описал как можно развивать ваше дело - 4 направления роста компании.
Развивайтесь и управляйте по-умному!
(c) Дмитрий Бимбас