Хочется отдать лавры команде бесценных британских летописцев легендарных и судьбоносных свингующих времён, когда мутирующий ритм-энд-блюз Туманного Альбиона истерично совершал немыслимые набеги на соседние музыкальные территории фолка, соул, фанка, харда и психоделики. Одной из жертв этого всепоглощающего революционного эксперимента музыкальной стилистики и стали талантливые и влиятельные британцы FREE
В прошлом выпуске мы разобрали по косточкам и насладились по-настоящему "грязным" белым блюзом их первенца марта 1969 года "Tons of Sobs", а сегодня пришёл черёд узнать, как прошёл остаток 1969 года!
🔷 После выхода дебютной пластинки "Tons of Sobs", которая сейчас для любителей блюз-рока всё равно, что икона, тут же последовали гастроли по Штатам, причём судьба ребятам щедро улыбнулась - доверили разогревать только что испечённую банду Blind Faith👇
Вся эта шумиха, реклама и возня около группы, вывела Free на самую вершину блюзовой истерии, чему подтверждение, незабываемое и до сих пор, выступление Free летом 69 года на проходившем, уже во второй раз, фестивале Isle of Wight в Англии, где блистали Боб Дилан, The Who, Pretty Things, The Moody Blues и другие. А чего стоит немыслимый случай, по крайней мере для Коссоффа, когда, после одного из концертов, к нему подошёл "медленная рука" блюза Эрик КЛЭПТОН, которому понравился один из его гитарных выкрутасов. Косс, считающий себя последователем идеологии "бога гитары", потерял дар речи! Мало того, они даже обменялись гитарами, и коссовский Les Paul Custom оказался у Эрика! Лучшей награды для себя он и не мыслил! В это время Пол был в потрясающей форме, веселящий дурман наркоты только входил в его жизнь, и смертельная игра с наркозависимостью ещё была впереди👇
Вот в таком состоянии ребята и выпустили в октябре 1969 года свою вторую, одноимённую пластинку "Free"
🔷 Внушительная обложка
Что мы видим? Обнажённая девушка "звёздная ночь" летит на фоне неба с очень пикантной точки, вызывающая ощущение абсолютной свободы! Очень интересна история, как этого добивались!
Обложку оформлял дизайнер Рон РАФФАЭЛЛИ, прославившийся как фотограф Джимми Хендрикса, а затем Роллинг Стоунз и Эрика Клэптона. Фото-сессия проходила в Голливудской студии Рона, где он улёгшись на пол, заставил абсолютно голую 18-летнюю фото-модель Линду БЛЕЕР прыгать с коробки на коробку до тех пор, пока Рон "не стал абсолютно уверен в том, что ухватил то ощущение, к которому стремился". Затем началось обычное волшебство! С крыши Лос-Анджелесской фото-студии запечатлели небо, на которое наложили негатив фигуры фото-модели, на которую в свою очередь было наложено звёздное небо города ангелов. Вы только оцените, как расположены звёзды!
🔷 Альбом "Free": свобода или начало конца?
Прошло всего полгода, но птенцы повзрослели и оперились, каждый нашёл свои фирменные фишки, а активно воплощать своё видение звучания ребята начали именно с этой пластинки. На ней зарождалось классическое звучание Free! Звучание этого альбома сильно отличается от корневого блюза предыдущего: кристальный, невесомый, чуть приторможенный и меланхоличный звук, не без стеснения заползающий на территорию соул-психоделии. Основными сонграйтерами альбома, написавшие 8 из 9 песен, стали Роджерс и Фрэйзер, им же принадлежал и контроль над аранжировками, конечно же не без помощи бессменного студийного инженера Энди Джонса! В британском хит-параде пластинка заняла позишн намба 22
🎵 Но пора и музон послушать!
🔷 Открывает сие действо грязная, брутальная и поучительная мужская песнь "I'll Be Creepin'/Я подкрадусь" с великолепными находками Энди Фрэйзера для басухи. "Если ты пытаешься трахнуть меня, детка, прими мой совет. Возможность, детка, никогда не стучит дважды. Если ты пытаешься одурачить меня, детка - не играй!"
Кстати, как-то Джон Пол Джонс даже обмолвился, что его так впечатлила эта тема, что некоторое время он использовал эту басовую партию на концертах Zep. Вона как!
Хороших ранних видео Free практически нет, но всё же есть возможность оценить их живое выступление:
🔷 Чрезмерный контроль со стороны пишущей парочки оказывал неимоверное давление на Коссоффа и Кёрка. С одной стороны это рождало новый саунд группы начала 70-х, а с другой, уже чуть-ли не в 69-м разрушило сплочённость и грозило развалом, по крайней мере Косс, чувствовавший себя не в своей тарелке, на всякий случай сходил на прослушивание в Джетро Талл на замену Мика Абрахамса. Давление на Коссоффа ограничить его дикое агрессивное звучание, для которого он выдумал даже своё собственное вибрато...
"когда я его играю, я использую указательный палец для подстраховки безымянного”
...привело его к духовному истощению, выход из которого он находил в ЛСД. Тем не менее послушайте его совершенные до потрясения, замечательные гитарные пассажи в идущей следом "Song Of Yesterday/Вчерашней песне"
🔷 Моральный климат на записи достиг своего дна. Гай СТИВЕНС, который по-прежнему работал с четвёркой в Лондонской студии "Trident", был крутым технарём, сумасшедшим гением, но знатоком уязвлённых рок-душ оказался никаким, и только подливал масло в котёл кипящих страстей, да и сам при этом он плотно сидел на антидепрессантах. Реально всё смог разрулить только шеф Island Records Крис БЛЭКВЭЛЛ. Как ему это удалось, одному Богу известно, но чуваки вдруг взяли себя в руки и работа потекла. На фоне потепления климата был записан великолепный инструментал "Mouthfull Of Grass"
🔷 На пластинке "Free" записаны две офигенных композиции - первая из которых, это победившая в чартах жалобная и самая медленная "Free Me". Даже при таком низком темпе Пол Коссофф умудрился выдать убийственное соло! Мало того, есть мнение, что басовые рифы Фрэйзера именно с этой темы послужили толчком для идей "повелителя мрачных и тягучих риффов" Тони Йомми
Вторая вкусняшка, это неимоверное завершение музыкального представления в виде душещипательного психоделичного арт-рокового эпика, даже с дудками! "Mourning Sad Morning/Скорбь печального утра", в котором блистает Роджерс, обладающий неимоверной вокальной техникой. Лирика просто изЮмительная! "Скорбь, утро, печальный день. Вечером я сижу, и мои мысли обращаются к тебе. Мне нужно, чтобы ты вспомнила Всю любовь, которую мы знали. Думай обо мне иногда, моя любовь!"
Ещё одна заметная и почти идеальная тема пластинки "Woman" - эдакая сексуальная смесь юношеской заносчивости и беспокойства. Ну и "Lying In The Sunshine/ Лёжа на солнце", в которой Пол Роджерс очень мастерски передал стилистику старого блюза, имитируя манеру Мэрвина Гэя: "Я лежу в лучах солнца прямо возле моей двери, мечтая о работе, которую я вынужден делать. Заборы нуждаются в ремонте и деньги надо заработать, Но я лучше буду сидеть здесь и думать о мире..."
🔷 Осенью 1969-го Free колесили с 18-месячным туром по Европе и своему любимому Туманному Альбиону всё чаще и чаще понимая, что им нужен собственный убойный хит, визитка! Однажды Полу Роджерсу удалось таки поймать синюю птицу за хвост - родилась тема о "нахальном болтливом парне, клеющем девушку на улице". В январе 1970 года довольные и счастливые чуваки завалились в студию записать свой самый успешный хит All Right Now, но это уже совсем другая история...
Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!
А на сегодня всё-ё! До новых встреч!😉
Долгожданную свободу обретала Мэри М