Золотой век голландской живописи подарил миру не просто роскошные натюрморты и пейзажи, но целую художественную школу, оказавшую влияние на многие поколения европейских художников, музыкантов, писателей вплоть до наших дней. Невероятно реалистичные, красочные, почти фотографические картины мастеров XVII века являются украшением всех самых значительных музеев мира.
Между тем, в эпоху зарождения этого уникального явления #рисунок не был в Голландии чем-то сверхъестественным. Напротив, в Республике Семи Объединенных провинций одновременно творили свыше двух тысяч живописцев, объединявшихся в группы, писавших совместно, по взаимному согласию копировавших друг друга. В этом широкомасштабном всплеске массовой культуры особое развитие получили простые сельские #пейзажи и #картины быта, #натюрморты и #портреты, а в историю вошли имена Рембрандта, Яна ван Нека, Яна Вермеера, Матиаса Стома, Николаса Питерса Берхема Старшего.
Последний, наиболее прославившийся как пейзажист, оставил после себя более 800 полотен, 500 графических работ, около 80 гравюр. За какую бы тему он ни брался, будь то «Охота на кабана», «Переход через реку», «Женщина, доящая козу», везде действие происходит на фоне природы и оценивается через её состояние. Кстати, Берхем считался мастером светлого, позитивного пейзажа; он крайне редко и только для усиления эмоционального напряжения сгущал краски на своих холстах.
Как, например, в картине «Похищение Европы», созданной по мотивам одноимённого древне-греческого мифа. В отличие от других художников, изображавших Европу плывущей на золотом быке-Зевсе через океан, Берхем взял за основу самое начало истории. Девушка, гуляющая по лугу вместе с подругами, встречает прекрасного быка с золотой шерстью, серебряной звездой во лбу и позолоченными в форме месяца рогами. Бесхитростные девы, поражённые необычным видом и ласковым нравом огромного животного, играют с ним, украшают его рога веночками, другими словами, невинно забавляются. Зевс, улучив подходящий момент, подхватывает Европу к себе на спину и бросается в морские волны.
Вот этот-то момент и стал главной композиционной составляющей для «Похищения». Ничего не подозревающие девушки продолжают, смеясь, плести венки, готовые продолжить свои развлечения. Лицо Европы спокойно, она общается с подругами, сидя на спине быка и без боязни держится за его рог. Подруга, стоящая слева от животного, также придерживает его за другой рог. В позах и жестах нет и тени страха, веселье в разгаре. Амуры, резвящиеся в воздухе и осыпающие всех цветами, дополняют картину темой любви, а сгущающиеся грозовые тучи, среди которых они беспечно порхают, вносят нотки нарастающей тревоги.
Блеющие козы на переднем плане, замершие в ожидании опасности быки, развевающаяся от сильных порывов ветра накидка Европы, – так Берхем с потрясающей точностью передаёт последние секунды перед мощным прыжком Зевса-быка. С помощью мастерского использования световых пятен художник приковывает взгляды зрителей к главным героям картины, уводя всех остальных персонажей в тень. Грозный взгляд быка, его мощное рельефное тело; передняя нога, замершая в нетерпеливом движении, и нежная бледноликая красавица на его спине составляют единое целое, и в этом читается намек на счастливое продолжение истории.
Необычное прочтение художником известного сюжета говорит не только о таланте, но и своеобразии его личности. Недаром так высоко ценились полотна Николаса Берхема коллекционерами последующих эпох.
🎯 Автор: Лёля Городная. Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо! Сайт: nnart.site