Найти тему
Мировая живопись

Фрукты в работах великого художника Караваджо

Как художник, Караваджо трепетно относился к реалистичности изображения и никогда не делал что-либо строго формально. Он наиболее известен своим откровенным использованием темноты и света, гипер-реалистичными представлениями библейских сцен и, конечно, своим особым нравом (он лишил жизни человека после ссоры из-за игры в теннис). Но кроме того, Караваджо обладал высшим талантом к созданию натюрмортов.

Конечно, многие из его натюрмортов написаны внутри более крупных картин, таких как «Ужин в Эммаусе».

Ужин в Эммаусе  (1601 г.)
Ужин в Эммаусе (1601 г.)

Но есть случаи, когда изображения еды занимают центральное место, например, «Корзина фруктов». Наиболее интересно в этой картине то, что изображенные плоды не идеально ухожены и отполированы, а выглядят почти так, как будто они гниют. Некоторые листья устало провисают под собственным весом, в то время как другие имеют явные признаки разложения, а центральное яблоко не лишено червоточины. Даже виноград, который так часто изображают светящимися фиолетовыми и зелеными шариками, явно пыльный, а некоторые виноградины даже смотрятся гнилыми.

Корзина фруктов (ок. 1595-96)
Корзина фруктов (ок. 1595-96)

В отличие от слегка невзрачного вида плодов в «Корзине фруктов», работа «Натюрморт с фруктами на каменном выступе» представляет собой настоящий шведский стол земных наслаждений. Все продукты, кажется, так и просят зрителя съесть их. Привлекательность картины, усиленна поперечными сечениями кабачка и арбуза. Можно почти увидеть сок, манящий из плодов. Однако радужная свежесть и жизнь фруктов сильно контрастируют с каменным выступом, на котором он находится. Мало того, что он сильно холодный и серый, но он также треснул и раскололся, возможно, служа напоминанием, что фрукты также однажды погибнут.

Натюрморт с фруктами на каменном выступе (ок. 1601-1605)
Натюрморт с фруктами на каменном выступе (ок. 1601-1605)