Предшественник «Факультета ненужных вещей», «Хранитель» действительно рассказывает о том, как товарищ Зыбин, сотрудник музея в Алма-Ате, куда его отправили в 1935 году в ссылку, дошел до жизни такой (в «Факультете»).
Для тех, кто уже прочитал «Факультет», безусловно, сильнейшее произведение Домбровского (за исключением моего любимого стихотворения «Меня убить хотели эти c…»), вот несколько подсказок, зачем читать «Хранителя»:
- Лучшее описание бывшей столицы Казахстана. У Домбровского Алма-Ата настолько чудесный, красивый (и в плане архитектуры, и в плане природы) город, с невероятно колоритными строениями, растениями, животными (особенно ползающими – тема сбежавшего из зверинца удава ползет красной нитью по всем главам) и горами, на фоне которых строится новая Казахская ССР. Была б моя воля, уже сидела бы в аэропорту в ожидании рейса в город яблок.
- Тончайшее описание творившегося в тридцатые чистки. Вроде и не назовешь роман откровенно антисталинским, но то здесь, то там вкраплены в сюжет истории арестов, расстрелов, доносов, подозрений. И только диву даешься, как Зыбин еще работать может спокойно в таком окружении.
- Две сильнейшие вставки, добавленные в роман в поздних изданиях. В 60-е с ними «Хранителя» бы не выпустили и не видать бы нам потом «Факультета». Истории про баню (да, просто про баню, только в лагере) и немецкого консула уже откровенны уровнем следующего романа, неприятны исключительной правдой (от человека, который большую часть жизни просидел в лагерях) и являются той вишенкой на торте, которая превращает «Хранителя» из производственной драмы и автобиографического краеведческого повествования в серьезное произведение о том, как мы были неправы.
Мой личный рейтинг: 6/10
https://peresmeshniki.com/books/hranitel-drevnostej-yuri-dombrovski/