Ушли времена, когда сериалы были дешёвым суррогатом кино. Ведь ещё лет десять назад механизм потребления сериалов был следующим: вы включали телевизор в одно и то же время, подстраивая все свои планы под эфирную сетку канала. А может, вы просто бесцельно щёлкали каналы и останавливались на интересной картинке – в этом случае преимущество было на стороне сериалов без сквозных сюжетов. Неудивительно, что раньше столько сериалов было нацелено на домохозяек. Более усидчивые смотрели мыльные оперы, которые без конца закидывали новые и новые клиффхэнгеры, заставляя ждать очередную серию; менее усидчивые – лёгкие ситкомы, которые можно смотреть хоть в случайном порядке, хоть с середины наполовину. Но время изменило всё.
То ли кинопроизводство стало дешевле, то ли аудитория сериалов – больше, но скорее всего, всё вместе. Про аудиторию сомнений нет: множество стриминговых сервисов борется за кошельки пользователей Интернета всех возрастов. Оплати ежемесячную подписку и получи огромный информационный поток, который можно потреблять в любое время и в любом порядке.
А помните чувство, когда фильм закончился, и у вас на душе неприятный осадок, ведь хочется ещё? Сериалы работают на удовлетворение этого эффекта. Прибавьте это ко всему вышесказанному, и получится, что кинематограф находится в невыгодном положении. Да, кто-то ещё испытывает потребность в умном нишевом кино, а кто-то в жевании попкорна в окружении единомышленников. Да, большое кино не вымрет, но не кажется ли вам, что оно того гляди поменяется с сериалами местами?
Конечно, индустрия кино не отстаёт, и всё чаще можно услышать слово «киносериал». Пока оно лишь разговорное, официально применяются более красивые слова: киновселенная, франшиза. Но когда концепция киносериала окончательно станет главенствующей на рынке кино, тогда и это слово может стать официальным термином. Другой вопрос: не уйдут ли подобные конвейерные фильмы окончательно на рынок сериалов?
Мы живём в эпоху глобальных перемен, когда сериалы создают звёзд, идущих потом в кино, когда в сериалы приходят состоявшиеся кинозвёзды. Хорошо это или плохо – покажет время. А нам лишь остаётся открыть какой-нибудь Netflix, выключить свет, настроить громкость на аудиосистеме, открыть попкорн из супермаркета и наслаждаться.