"Манифест прав потребителя" сформулировал Виктор Папанек в своей книге "Дизайн для реального мира", вдохновившись изданной по итогам прошедшего в Малайзии семинара "Потребитель и общество" статье Анвара Фазала "В защиту потребителя". Манифест содержит семь положений:
1. Право на безопасность и на защиту от опасных товаров;
2. Право на информацию, право не быть введенным в заблуждение недостатком информации или подтасованной информацией;
3. Право на простейшие сопутствующие услуги, честные цены и выбор должно гарантировать возможность выбора продукции и услуг (там, где все же существуют монополии) и минимальное качество при разумных ценах;
4. Право на представительство, выражение своего мнения и участие в принятии решений, затрагивающих интересы потребителей;
5. Право быть выслушанным в инстанциях, занимающихся вопросами потребления, иметь доступ к занимающимися такими вопросами чиновниками, иметь возможность подачи жалоб и право на справедливые и быстрые процедуры компенсации;
6. Право на информирование потребителя на протяжении всей его жизни в целях защиты его интересов;
7. Право на здоровое и безопасное окружение.
В целом, предложенный перечень включает наиболее значимые положения, определяющие центральную позицию потребителя в экономической системе. Но важно, чтобы они не просто были закреплены в нормативных документах, соблюдались производителями, продавцами и исполнителями, но чтобы и сами потребители стремились активно их реализовывать и делали это не только через предоставляемые государством каналы защиты, но голосовали самым банальным способом - рублем!