Часть V. Почему люфтваффе так и не получили чудо-оружие
В сентябре 1944 года была создана комиссия, в состав которой входил, в частности, старший конструктор "Коммандо Хортен" Брюне, главный конструктор "Готы" доктор Хюнерйегер, и оберлейтенант Брюнинг из испытательного центра в Рехлине, составили список требований к оборудованию для производственной версии 8-229 V3. В январе 1945 были проведены статические испытания крыла 8-229, изготовленного компанией Роберта Хартвига в Зоннеберге. Но серийное производство все не начиналось из-за продолжающихся дискуссий с руководством завода Gotha.
Между тем, не все предложения заводских инженеров были так уж надуманны. Голова пилота едва помещалась в обтекатель кабины, спроектированной Хортенами, и некоторые приборы летчику просто были не видны. Необходимость частичной разборки двигателя перед установкой на машину, разумеется, тоже была нонсенсом, поэтому для установки Jumo-004B предсерийный экземпляр самолета пришлось существенно переработать.
Мотоустановка переместилась вперед и получила дополнительный наклон, что позволило уменьшить балласт. Поскольку теперь двигатели сильнее выступали над крылом, им понадобились новые обтекатели, зато на предсерийном образце удалось вернуться к прежнему профилю крыла с относительной толщиной 13%. Чтобы поднять грузоподъемность самолета, 8-229 V3 (он же H IX V3) получил усиленную переднюю стойку шасси и пневматик большого диаметра. Это увеличило угол атаки крыла; взлет стал короче, а посадка усложнилась. Некоторые изменения были внесены в схему управления и в механизацию крыла. Избавиться от балласта, сохранив центровку самолета предполагалось установкой 400 кг металлической брони. По этому параметру H IX можно было отнести к штурмовикам; для сравнения, вес брони Ил-2 составлял 780 кг, а у не пошедшего в серию Су-6 – 660 кг. Еще 360-400 кг добавляло стрелково-пушечное вооружение, состоявшее из четырех 30-мм пушек MK-108 или двух длинноствольных MK-103. Артиллерию предполагалось разместить во внешних секциях центроплана. На двух бомбодержателях самолет мог нести до 1000 кг бомб.
Чтобы хоть как-то ускорить работы по проекту, два ранее построенных экземпляра, включая и безмоторный V1, решили переделать по образцу V3 (и переименовать в V4 и V5). Этого уже хватало для полноценных летных испытаний.
Основным внешним отличием самолетов установочной серии (начиная с V6) должно было стать изменение центроплана, дабы новое шасси могло полностью помещаться внутри. На самом деле, изменений было гораздо больше, но почти все они имели технологический характер, и требовались для приспособления конструкции к крупносерийному производству.
Осенью 1944 власти Германии остановили практически все работы над новыми образцами самолетов, но "летающее крыло" Хортенов, имевшее сразу двух высоких покровителей – Геринга и Гиммлера – это не коснулось. Работы продолжались.
Установив на V6 двигатели, инженеры к своему разочарованию поняли, что пушки внутрь уже не помещаются. Решили пока обойтись без них, построив V6-V8 в варианте разведчика, - а там видно будет (весьма разумное решение, надо сказать).
Несмотря на то, что ни одного реактивного H IX еще не было, уже осенью 1944 немцы запустили программу подготовки пилотов для них. Для этой цели были собраны несколько двухместных планеров H III, которые передали в ведение Kommando IX, и тренировки начались. Эти действия вызвали ярость со стороны руководства Рейхсминистерства авиации.
Эти Хортены совсем чокнулись, какие могут быть планеры в разгар решающей битвы за спасение рейха!
Рабочих "Коммандо IX" попытались было тут же отправить на Восточный фронт, но Хортены отбили эту атаку, обратившись за помощью к самому Герингу.
Нельзя сказать, что чиновники RLM были так уж неправы. Проект реактивного "летающего крыла" явно буксовал. В то время как рабочие "Коммандо-IX" вкалывали по 90 часов в неделю, Вальтер и Реймар могли себе позволить эксперименты совершенно невоенного направления. Они испытывали планеры с крылом большой стреловидности, проводили опыты с ламинарными профилями крыла, с различными конфигурациями шасси, с крылом большого удлинения… Все это можно назвать "удовлетворением собственного любопытства за государственный счет", ибо ни на йоту не продвигало проект H IX – как и вообще военные усилия Германии.
Надо сказать, что Вальтеру такое положение дел не очень-то нравилось, зато Реймар был абсолютно удовлетворен ходом вещей. Вальтер протестовал; это не производило на Реймара никакого эффекта. В распоряжении "Хортен-Коммандо" были немалые ресурсы, аж 800 человек персонала на пике – персонала, который мог бы быть направлен на фронт. Рассеиванию истощающихся ресурсов Третьего Рейха способствовали и многочисленные разрозненные объекты Коммандо IX, созданные для маскировки происходящего внутри фирмы Хортен от Рейхсминистерства авиации. Для посещения каждого рабочего места в среднем два раза в месяц Реймар проезжал тысячи километров (в основном, по ночам). Можно сказать, что Хортены вносили посильный вклад в разгром нацистской Германии.
Поскольку "чудо-оружие" Хортенов все не появлялось, чиновники министерства сделали попытку активизировать работы над конкурирующим проектом Липпиша, P.11. В целом очень похожий на H IX, Lippisch P.11 представлял собой бесхвостый истребитель-бомбардировщик, оснащенный двумя двигателями Jumo-004. Это было почти "летающее крыло", но с двумя килями по обе стороны от сопел двигателей. Дельта-крыло имело стреловидность в 37 градусов и симметричный аэродинамический профиль, достаточно толстый, чтобы разместить мотоустановки внутри .
Предполагалось, что прототип P.11 "Дельта-VI" поднимется в воздух в конце февраля 1945 года, но в апреле некомплектный самолет был обнаружен американскими войсками в Рамзау близ Зальцбурга. Он так никогда и не поднялся в воздух, хотя в распоряжении Липпиша имелось все необходимое, включая два двигателя Jumo-004. Все, кроме топлива для них…
Часть I. Самолет без фюзеляжа и хвоста
Часть II. Нюрфлюгели братьев Хортен
Часть III. H IX - бомбардировщик возмездия
Часть IV. Самолеты тотальной войны
Часть V. "Итальянская забастовка" Kommando IX
Часть VI. Самый странный самолет Люфтваффе