Найти тему
ПравоРоботов

Дети и роботы: кто кого и чему может научить

Сегодняшние дошкольники и учащиеся младших классов растут в окружении технологий, причем технологий вполне продвинутых, в том числе и разных видов роботов: дружелюбных, обучающих, человекоподобных или похожих на домашних животных. И как следствие, такое взаимодействие с технологиями с раннего возраста может в определенном смысле смутить и запутать в вопросах самоидентификации «человек-робот» еще только формирующуюся личность.

В частности, положительное отношение ребенка к роботам, которые выполняют на ряду с людьми схожие задачи, или например копируют поведение людей, может привести к тому что дети будут считать их «живыми», не с физической точки зрения, а в концептуальном смысле, что в свою очередь создаст эмоциональную привязанность к роботу.

Исследование Массачусетского технологического института показало, что дети начинают перенимать паттерны поведения своих родителей, в том числе и по отношению к технологиям в целом и к роботам в частности, но не ранее чем к 8 годам.

Именно поэтому, родителям необходимо уделять достаточно внимания к выбору игрушек для своих детей, а также к манере и принципам игры детей с высокотехнологичными игрушками, ведь современные игрушки мало того что становятся похожими и перенимают поведение людей или животных, но они еще и формируют привязанность к себе у детей.

Таким образом, выбирать роботизированные игрушки следует максимально осмысленно, уделяя внимание ряду факторов, таким как внешний вид робота, причисление его к определенному полу, или его очеловечивание, вне зависимости от его физиологической схожести, тем самым не размывая для формирующейся личности ребенка грань понимания, что эти игрушки не являются живыми, не обладают человеческим интеллектом, и не являются самостоятельными. 

Детям с малых лет следует разъяснять принцип работы роботов. Разумеется они интуитивно понимают что роботы не живые, они не едят, не спят и не дышат, но в то же время при взаимодействии с ними они видят их способность думать (так может восприниматься их способность выполнять задачи, пусть и запрограммированные в их паттерны поведения), могут выражать эмоции (также как результат имеющейся программы), а также могут чувствовать прикосновения (ряд роботов-игрушек имеют такую функцию), что в определенной степени может ввести их в заблуждение.

-2

Нынешнее поколение несовершеннолетних — это первое поколение детей, которое может вырасти в окружении друзей-роботов. Культивирование необходимости покупки и взаимодействия с такими роботизированными игрушками является частью новых образовательных технологий, которые нацелены на ускорение процесса обучения. Обратная сторона такого подхода как раз заключается в том, что у детей создается впечатление того, что эти роботизированные игрушки, и как следствие роботы в принципе, являются умнее людей, раз они их чему-то учат, или наделяют их некими волшебными способностями, раз они знают то, что дети на знали до общения с ними. Как отмечают профильные специалисты в сфере обучения и психологии, детям необходимо объяснять и подчеркивать разницу между их собственными возможностями и программой таких роботов

Но, как говориться, есть и положительные новости. Такую доступность технологий также можно использовать для того, чтобы нивелировать возможные последствия синдрома боязни технологий. Так, например, люди старшего поколения могут испытывать опасения по поводу того, что роботизированные системы, особенно системы с искусственным интеллектом, могут их заменить, в следствие чего они потеряют работу. 

При этом, как показывают разные исследования, роботы и роботизированные системы скорее не заменят специалистов, а наоборот, будут выступать помощниками и способствовать более оперативному и качественному выполнению задач этими специалистами. И соответственно, детей проще обучить правильной трактовке данной ситуации, в рамках которой роботизация и применение ИИ будут восприниматься не врагами и конкурентами, а скорее помощниками.