В двух городах Советского Союза, Харькове (республика Украина) и Кировобаде (республика Азербайджан) на военных пилотов, обучались добровольцы из Испании.
Во втором, по величине, городе южной республики, названном в честь Сергея Мироновича Кирова (Костикова), в летной школе N 20, прошел обучение Ромуло Негрин.
Среди полутора тысяч курсантов, прошедших в эти годы ускоренные семимесячные курсы, вместившие трёхлетнюю программу, его отличали интересные факты биографии.
Он был сыном Премьер-министра Испании Хуана Негрина и эмигрантки, урождённой русской Марии Михайловой-Фидельман. В брак его родители вступили в Германии, где проходили обучение.
Выпуск Ромуло заменил на Родине ветеранов испанской авиации. Истребительный отряд в котором он вскоре получил звание сержанта (20 ноября 1937 г.), летал на знаменитых "Чатос", Поликарпов И-15.
Свой боевой опыт он приобретал в эскадрилье N 4 под командованием Эву Хеньо (Евгения Степанова). Спасая своего командира Ромуло Негрин совершил таран. С его лёгкой руки Евгений Николаевич прожил до 1996 года.
Днём, 17 января 1938 года в небе над Теруэлем завязалась воздушная схватка, в ходе которой был сбит командир эскадрильи Евгений Степанов. Он покинул горящую машину.
"Фиаты" итальянцев предприняли попытку добить висевшего под куполом парашюта пилота республиканцев. Несколько машин пошли на помощь командиру. Ромуло нанес сверху таранный удар по СR-32, намеревавшемуся открыть огонь.
Скоро оба истребителя догарали на земле, но Негрину удалось, правда на небольшой высоте, покинуть машину. Его противник был обречён изначально, удар пропеллера и шасси пришелся на кабину пилота.
Вывихнутая нога и серьезно рассеченное лицо итог этого боя для Ромуло. Но ему повезло приземлиться на территорию республиканцев, командир на земле попал в плен к франкистам.
После лечения в госпитале он вернулся у строй. Принял участие в боях на Левонтийском фронте, и в небе Люсьена он был повторно сбит. Несмотря на тяжёлое ранение смог покинуть самолёт, но был списан с лётной работы.
Из некоторых источников "по состоянию здоровья", из других " в целях государственной безопасности". Автор склонен считать вторую причину предпочтительной, так как Ромуло Негрин не оставил службу, а снова поехал в СССР на высшие офицерские курсы.
После капитуляции Второй Республики 180 испанских пилотов продолжили борьбу с фашизмом. Среди них был и Ромуло Негрин. Большинство из них защищало небо Азербайджана от германского люфтваффе.
Они с честью отдали долг небу, в котором получили свои крылья, пройдя через ожесточенные воздушные схватки над районами добычи бакинской нефти. 70% нужд фронта закрывалось этими месторождениями, что делало их главной целью фашистских атак.