Найти тему
Александра Шарапова

Нужна ли детям сюжетная игра

взгляд психолога на поколение современных детей

Сейчас появилось очень много приложений и игр на различных платформах, целью которых создатели называют развитие. Так называемые "развивающие и обучающие" игры и игрушки. Таковы, например, куклы, которые обучают двум языкам сразу и счету впридачу. Взрослые стремятся покупать ребенку игрушки, нашпигованные функциями обучения, тем более, что на их упаковке бывают надписи о полезности, а любой родитель всегда рад своему ребенку что-то полезное.

Однако по-настоящему полезного в этих игрушках не так много. Приложения бывают в самом деле полезными, но скорее школьникам, чем малышам. Психологи не рекомендуют слишком рано переводить обучение в виртуальную плоскость. А создатели обучающих и развивающих игр редко создают свои творения с учетом всех особенностей детского восприятия (ведь для этого нужно провести огромную работу и быть экспертом в детской психологии), и от этого в играх бывает больше вреда, чем пользы.

Но что же по-настоящему полезно для детей? Конечно же, - отвечают еще советские психологи (а им вторят современные), - игра! Только в безопасном пространстве игры ребенок активно познает законы взрослого мира, устанавливает закономерности и выдвигает гипотезы, каждую минуту совершает открытия и совершенствует свои навыки. Игра - универсальный инструмент развития. Но и с ней все не так просто.

Информационное общество, к которому мы принадлежим, породило нарушения в самой игре, изменило ее и нынешние дети играют вовсе не так, как мы в детстве. Изменения игры, конечно, происходили и ранее вследствие исторических процессов, но никогда еще они не были столь радикальными.

Начальные стадии развития игры практически не претерпели изменений - малыши так же играют своими ручками, погремушками и катают кукол в колясках. Но пропадает самостоятельная сюжетная игра. Та самая игра, которая начинается с принятия одним ребенком на себя какой-то роли и может вырасти в большую сюжетную игру группы детей. Игры в детективов и космонавтов, в спасение принцесс или открытие нового острова, в пиратское приключение - уходят в прошлое.

В частности, потому, что воображение детей сейчас включается реже из-за того, что дети стали меньше читать, а чтение развивает все высшие психические процессы и мышление в том числе. Вдобавок к этому в обществе активно пропагандируется фанатичное следование конкретным образам, - не нужно выдумывать героев, можно просто посмотреть популярный мультфильм и купить "мерч" с его персонажами. Многие дети не могут даже предположить, что если у них нет маски железного человека, они все равно могут в него играть.

Сюжетная игра уходит еще и потому, что некому показать пример и научить детей более сложным играм. А изобрести игру с правилами, своими секретами и хитростями - достаточно сложно, и для этого точно нужно развитое мышление.

К каким последствиям это приведет - точно неизвестно, но предположить можно.

Эта сюжетная игра, по-сути, развивает умение договариваться, создавать правила игры, действовать в группе на основании созданных только что правил, умение отстаивать свою позицию или уступать, вообще коммуницировать с другими. Также она развивает воображение (вместе с которым идет развитие интеллекта), креативность, учит самовыражению, помогает примерить на себя разные социальные роли, чтобы потом понять, какие из них более близки. Сюжетная игра помогает "отыграть" сильные эмоции и даже прожить некоторые стрессовые ситуации.

А теперь представим, что будет, если дети не научатся этому больше нигде.

Поколение детей, не умеющих между собой договориться и действовать в коллективе, уже подрастает. Этому помогает еще и индустрия развлечений - детский день рождения превратился в праздник, который нельзя провести без специально обученного человека (аниматора). А знаете, почему детская анимация так популярна? Как раз поэтому - дети в группе не могут придумать себе игры сами, не могут договориться и не умеют, увы, играть. На детских площадках средние школьники если и играют, то в самые простые игры с простыми правилами - "ляпы" или "выше ноги от земли", а чаще и вовсе просто бегают и висят на турниках.

Пора бить тревогу. Пора остановиться. На час выключить телефон, подойти к ребенку, вытянуть его из телефона или планшета и пойти гулять в лес. Или сделать из одеял дом, сесть туда с печеньем и рассказывать по очереди истории. Научить лазать по деревьям и рассказать, как закапывать во дворе "секретики". Вместе пойти запускать воздушного змея. Устроить дома театр теней... Если без гаджетов никуда - посмотреть вместе детский фильм и обсудить его. Найти в поисковике интересные места планеты, интересные факты о животных или их картинки, сделать из них коллаж в редакторе...

Миллион разных игр можно придумать, если проснуться и понять, что вам не все равно, что будет с вашим ребенком. Как он будет играть, так и будет мыслить.

-2