Первый день в детском саду крайне волнительный, но если вы заблаговременно подготовите свое чадо, все пройдет отлично. Ниже опишу наш опыт.
Катюша пошла в детский садик 02.09.2019 года в 2 года и неполных 3 месяца. Ребенок у нас активный, подвижный и любознательный. Для своих двух неплохо разговаривает, многое знает (цвета, формы, животных, цифры до 5). Я из тех мам, кто любит читать про развитие и заниматься с ребенком. А детский сад наша семья рассматривала как возможность для ребенка проводить время в коллективе и учиться взаимодействовать со сверстниками, а так же дать мне возможность больше времени уделять семейному бизнесу, который затеяли как раз во время моего декретного отпуска.
Я - очень тревожная мама-перфекционист, и готовилась к походу в сад основательно. Смесь гремучая и не всегда полезная, но не в этот раз. Проведя опрос более опытных родителей и обсудив все с детским психологом, семья пришла к выводу, что наши усилия надо направить на следующие направления:
1. Позитивный настрой родителей и как следствие, ребенка.
При любом удобном случае, все значимые для ребенка взрослые играли в игру под кодовым названием "Как же хорошо мне было в детском саду". Я при любом удобном случае и даже по телефону всем рассказывала, какая Катенька уже взрослая, и что совсем скоро она пойдет в детский сад. Папа рассказывал дочке, какую вкусную там готовят запеканку.
Еще очень важно, чтобы ребенок представлял себе как проходит день в детском саду. Ведь чаще всего пугает именно неизвестность. Безусловно мы много рассказывали про сад, но ребенку нужны именно четкие и понятные образы. Для решения этой задачи была приобретена прекрасная книга Ольги Громовой "Зайка идет в садик. Проблемы адаптации". Мы на протяжении 3 недель ежедневно читали эту прекрасную книгу и ребенку, что удивительно, не надоедало. Книга совсем недорогая, была приобретена по акции со скидкой 25%, сейчас цена 142 рубля.
2. Строгое соблюдение режима дня максимально приближенное к режиму детского сада.
Второй шаг на пути к успешной адаптации, это режим и этим все сказано! Важно, чтобы ребенок высыпался. Поэтому задача родителя вовремя уложить ребенка спать, отложив все другие дела на второй план. Мы начали соблюдать режим примерно за месяц, старались на пол часа раньше сдвигать пробуждение утром и подготовку ко сну вечером. Даже в выходные никаких поблажек! Режим соблюдать нужно строго и очень скоро вы увидите, как вместо будильника вас начнет будить ваш малыш.
3. Развитие навыков самообслуживания ребенка.
По мнению психолога, с которым мы консультировались, самое главное, что должен уметь ребенок перед походом в детский сад - это разговаривать. Это очень дисциплинирует воспитателя и дает хоть толику спокойствия родителю. Все остальные навыки, в том числе сухие трусики приобретаются в саду.
На мой взгляд, неплохо было бы, чтоб ребенок максимально самостоятельно (по возрасту) мог одевается, мыть руки, есть, справлять нужду в горшок. Это придает дитю уверенности в собственных силах и более комфортному расставанию с мамой.
Первое, что мы сделали в этом направлении, сняли памперсы. Катюша знала, что делать с горшком, но иногда могла заиграться. Памперсы носили только на длительные поездки и одевали на ночь. При подготовке к детскому саду никаких памперсов! Мне сейчас так жалко ребятишек, которых в сад приводят в памперсах, а злые тети воспитатели памперсы не разрешают носить. На мой взгляд это дополнительный стресс для малышей. Более того, у нас в группе есть двухлетка, которая ходит в сад с пустышкой. Я никого не осуждаю, каждый родитель хочет лучшего для своего дебенка и понятие нормы для каждого свое. Но, для ребенка большое испытание - расставание с мамой, плюс дополнительно у него отбирают важную и привычную вещь.
Вы как родитель должны приложить все усилия, чтобы сделать вашего ребенка сильнее. Именно этим принципом руководствуется наша семья в воспитании дочери.
4. Приобретение вещей, необходимых для детского сада.
Помимо привычного списка одежды (если вам интересно, пишите в комментариях, я выложу подробный список) мы покупали:
- Расческа и резиночки;
- Пакеты для грязной одежды;
- Набор корзинок для удобства хранения вещей;
- Сухие и влажные салфетки.
Очень важным для меня вопросом стало организация хранения вещей в кабинке, чтобы максимально облегчить жизнь воспитателю и в последствии ребенок самостоятельно мог взять все необходимое. Многие советовали приобрести специальные кармашки, которые вешаются на дверь кабинки. Возможно на следующий год именно так я и сделаю, если найду прозрачные кармашки.
ИТОГИ
Подводя итоги месяца, проведенного в детском саду, я понимаю, что все усилия прошли не зря. Первую неделю Катя оставалась в детском саду на 2 часа с 8 до 10. Никаких слез при расставании не было. Катенька искренне хотела ходить в детский сад. Вторую неделю дочь оставляли на обед и я ее забирала в 12-30, на третьей неделе адаптации Катюша стала оставаться на тихий час и с четвертой недели сентября дочь ходит в садик на целый день.
За полтора месяца, плакала утром Катюша дважды. Первый раз, в один из понедельников, дочь не выспалась после очень насыщенных выходных на природе и прогулке по лесу. Мы как родители в воскресенье нарушили правило соблюдать режим, а утром в понедельник ребенок хотел спать!
Сейчас я чувствую, что настроение дочери немного поменялась. По утрам по дороге в сад она говорит: "моя мама меня заберет", как бы успокаивая себя. Восторг первого месяца немного сошел, сейчас у ребенка началась адаптация к произошедшим изменениям. Наша семья уверена, что это сделает нашу девочку только сильнее. А все свободное время после сада мы стараемся максимально проводить вместе, ребенку важно чувствовать, что вы рядом.
Буду рада, если вы поделитесь своим опытом адаптации в детском саду.
Я открыта к диалогу и готова к критике!