Униженные и оскорбленные - это не только про людей. Очень часто такими становятся даже двери в Петербурге. Они стареют, и за неказистый внешний вид их выбрасывают на помойку. Так, в грязи и в холоде погибают целые фрагменты истории, ведь старинные деревянные двери - это не просто предметы, а немые свидетели своей эпохи.
Но и они могут начать все с чистого листа. Обновить внешность и поменять владельцев. Отбросить груз прошлого им помогают обычные петербуржцы - Александр Гребнев, Илья Рытов, Александр Артемьев, Валентина Манн и Андрей Трошков. Отправленных в отставку деревянных ветеранов они, буквально, реанимируют. Собирают их по всему городу. Иногда по чужим наводкам. Но в добром деле некоторые горожане все же усматривают злой умысел. Реагируют по-разному.
Валентина Манн, сооснователь проекта «Двери с помоек»
Ну, очень по-разному. Некоторые люди такие: «А что это вы здесь делаете? А зачем вам это нужно? А может быть, это мне тоже нужно? А сколько это стоит?». Бывает, что кто-то помогает. Бывало и такое. Некоторые, наоборот, сочувствующие попадаются, которые такие: «Блин, да, вот у меня тоже дверь такая. Жалко, что выкинули».
Но спасатели рук не опускают. Их проект только расширяется. История такого приюта для дверей началась в ноябре 2018 года. Именно тогда компания друзей нашла своего первого постояльца. Скромный и погрустневший, он стоял у дома №45 на 16 линии В.О. А рядом гордо украшал дверной проем только что установленный новодел.
Зимовать бедолаге пришлось на заднем дворе, на работе Ильи Рытова. Холод и повышенная влажность здоровье двери знатно подпортили, но вернуть ей былой лоск авторам проекта «Двери с помоек» все же удалось.
Сейчас в их приюте больше 50 деревянных жильцов. Чтобы вместить всех пришлось даже переехать в большую мастерскую. До этого бездомные потеряшки жили у волонтеров даже в квартирах. Это не только обычные деревянные двери советских времен. Есть среди них и настоящие жемчужины. Например, эта из церкви Иоанна Предтечи. Ее попросили забрать после замены дверей храма.
А вот эту красавица и вовсе удалось спасти чудом. Правда, уже не целой. При демонтаже строители распилили ее на две части. Вот так почти варварски расправились с дверью середины XIX века. Если бы ее случайно не заметили на помойке возле Кузнецовского, 6, этот орел украшал бы разве что мусорный бак.
Где раньше находилась эта дверь, авторы проекта узнали быстро. В поисках ответов помогли неравнодушные петербуржцы. Они утверждают, что эта красота раньше стояла в особняке Василия Каншина. Здание в 2015 году признали памятником культурного наследия. По словам очевидцев, сейчас его интерьеры, датируемые примерно 1869 годом, ремонтирует музыкальная школа.
Теперь спасенную дверь, как и других ее товарищей по несчастью, будут восстанавливать. Бояться за ее судьбу не стоит: за дело возьмутся с профессиональной точностью. Недаром в числе сооснователей проекта есть опытный реставратор. А потому к каждому предмету здесь подходят очень бережно.
Андрей Трошков, сооснователь проекта «Двери с помоек»
Технология такова, что сначала мы удаляем старое красочное покрытие, потом вышкуриваем — это, пожалуй, самый сложный процесс, потому что нужно быть очень осторожным и внимательным к деталям: не повредить голёвки, не повредить филёнки. Потом следующий этап — это выравнивание геометрии двери, потому что так или иначе она чуть-чуть искривляется.
Далее каждую дверь покрывают антисептиком, чтобы защитить от грибка, затем грунтуют и красят. В среднем вся операция по спасению занимает 4 недели.
Однако уложиться в такие сроки получается не всегда. Все зависит от степени повреждений и сложности работы с разными элементами. К примеру, к этим балясинам предыдущая технология просто не подходит. И не потому что это уже не элемент двери, а потому что на них замечено сусальное золото.
Андрей Трошков, сооснователь проекта «Двери с помоек»
Тут гораздо более сложная технология. Тут нужно использовать специальный клей и шприц. Шприц заполняется клеем, и аккуратненько иголочка подсовывается между слоем краски, который нанесен позднее, и золотом. И попытка производится отделить слой краски от золота, не повредив слой сусального золота.
Правда, если реставраторы над этой красотой дрожат, то в случае обычных людей известная пословица играет злую шутку. И на золото, которое не блестит, многие не обращают внимание.
Валентина Манн, сооснователь проекта «Двери с помоек»
Вообще, это мне кажется, большая работа с образованием людей, с ликбезом насчет того, что у них находится в квартирах, что это не просто мусор или старье, а на самом деле, очень ценная как исторически, так и просто в бытовом плане вещь. Это массив дерева, это столярная работа, которая сейчас стоит дорого.