Найти в Дзене

Почему надо и не надо смотреть фильм Джона Краули «Щегол»

Оглавление
Кадр из фильма «Щегол» (2019)
Кадр из фильма «Щегол» (2019)

Фильм «Щегол» (18+), экранизация знаменитой книги Донны Тартт, вышел на российские экраны 12 сентября 2019 года.

Почему не надо смотреть?

— Приблизительно передан лишь сюжет. При переносе истории с книги на экран как будто исчезла та самая золотая пыльца, отличающая действительно выдающиеся произведения от тех, что уйдет в небытие. Да и как передать рефлексию и бесконечные переживания героя средствами кинематографа? Потому ставка сделана на событийную часть романа.

— Есть пробелы в сюжете. Сужу как человек, читавший роман буквально месяц назад и еще помнящий его многочисленные «закоулки» и отступления. Я не придираюсь, я понимаю, что сценаристы многое пропускают намеренно, чтобы не увеличивать время фильма. Но явные несостыковки, незавершённые сюжетные линии я простить не могу. Боюсь, что их невозможно не заметить даже человеку, не читавшему роман Тартт. И вот это фиаско, братан...

— К сожалению, создатели фильма отступили от книги в самом финале. Они не показали дальнейшую судьбу главного героя. А она очень важна для понимания тех изменений, которые с ним начали происходить. В кино всё скатилось к банальному исправлению ошибок. Глубина заложенных в книге мыслей в экранизации не передана, я уже говорила, но это не повод извращать смысл произведения. Но если у режиссера была просто другая цель, то она представляется слишком банальной и не стоящей потраченного зрителем времени.

— Если вы думаете, что полфильма вы вместе с Теодором Декером будете рассматривать шедевр живописи Карела Фабрициуса, то вы глубоко ошибаетесь. Если вы думали, что в самом начале увидите взрыв и как выглядела мать, по которой всю жизнь тоскует главный герой, вы ошибаетесь.

Почему фильм все же стоит посмотреть?

— Потрясающий подбор героев на главные роли. Не только Николь Кидман, Джефри Райт и Сара Полсон, но и Оакс Фигли и Энсел Элгорт (Теодор), Финн Вулфард и Анайрин Барнард (Борис). Все они словно сошли со страниц тарттовского романа. Они так похожи на своих героев, что, думаю, тот человек, который решится после фильма прочитать книгу, будет в своих мыслях представлять именно Теодора Энсела Элгорта, Пиппу Эшли Каммингс и Китси Уиллы Фицжеральд.

— Увидеть то, что пропустили ненароком в книге. Благодаря фильму, я увидела, как оказывается близки в своем горе и утрате Теодор и миссис Барбур. Он ребенком потерял мать, она — мать, потерявшая сына, а с ним, кажется, и смысл жизни. Почему я не увидела этой параллели раньше?

— Все-таки подглядеть и увидеть знаменитую картину. Она мелькает в паре эпизодов. Да, слишком мало. Но не выключайте фильм на титрах: именно в этот момент шедевр Фабрициуса под аккомпанемент прекраснейшей музыки показывают в деталях. Если бы вы пошли на фильм в кинотеатр, у вас, как у меня, захватило бы дыхание от всех этих тончайших мазков, мельчайших, как под лупой показанных, различий оттенков и текстуры красок, от крупно показанной цепочки, на которой сидит горделивая, несломленная птица. Только из-за этого можно было идти на «Щегла» в кино.

— Бонус: не пропустите в самом начале фильма возрастную маркировку (надеюсь, она будет в онлайн-вариантах кино)! Вас ждет сюрприз!

— Хочется верить, что после такого фильма книга покажется в разы интереснее и глубже. Главное, чтоб экранизация не отбила желания прочесть этот восхитительный текст.

Мой отзыв на книгу Тартт — на моей странице в Фейсбуке.

Светлана Чернова