Найти тему
Артхив

20 шедевров живописи, которые cтоит знать каждому ребенку (и не только). Часть 2

Оглавление

Первая десятка — здесь.

11. Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (1832)

Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай, 1832
Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай, 1832

Гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая является первым произведением из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». Гора Фудзи виднеется вдалеке и является фоном к основному действию на картине. Работа выполнена в стилистике укиё-э и считается самым знаменитым и популярным произведений японского изобразительного искусства за пределами самой Японии.

12. Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника» (1871)

Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1871
Аранжировка в сером и черном №1. Мать художника. Джеймс Эббот Макнейл Уистлер, 1871

Один из самых известных и цитируемых портретов в мире. А между тем критики в Британии, куда из родного Массачусетса перебрался американец Уистлер, поначалу холодно приняли новую работу художника. Зато позднее во Франции ее встречали овациями. А в США в 1938 году установили бронзовую статую высотой 2,5 метра в честь Анны Уистлер — матери художника, изображенной на портрете.

13. Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872)

Впечатление. Восход солнца. Клод Моне, 1872
Впечатление. Восход солнца. Клод Моне, 1872

Составитель списка картин Клода Моне пожаловался, что художник дает своим работам слишком однообразные названия. Моне призадумался и эту картину назвал «l'impression» («Впечатление» — в переводе с французского). Позже эта картина дала имя целому явлению в мировой живописи — импрессионизму. Правда, поначалу слово «импрессионист» имело своей целью оскорбить живописцев. В Париже 25 апреля 1874 года вышла газета «Шаривари», где критик Луи Леруа обозвал молодых художников «импрессионистами», желая подчеркнуть, что рисовать они не умеют.

14. Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов» (1881)

Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881
Завтрак гребцов. Пьер Огюст Ренуар, 1881

Ресторанчик «Мезон Фурнез», чью террасу запечатлел Ренуар, был излюбленным местом встреч молодых художников и писателей того времени. В «Завтраке гребцов» живописец изобразил своих друзей и знакомых: девушка, играющая с собачкой — это Алин Шариго, будущая жена художника; коллекционер Гюстав Кайботт в соломенной шляпе курит, сидя на стуле; актриса и модель Жанна Самари поправляет шляпку и беседует с искусствоведом Шарлем Эфрусси.
Сегодня ресторан «Мезон Фурнез» выглядит точно так же, как во времена художника, а терраса называется в его честь — «Ренуар».

15. Винсент Ван Гог, «Звездная ночь» (1889)

Звездная ночь. Винсент Ван Гог, 1889
Звездная ночь. Винсент Ван Гог, 1889

Одна из самых популярных картин в мире. Полотно написано в характерной для Ван Гога манере: густые длинные мазки аккуратно наложены рядом. Сочные синие и желтые цвета делают полотно особенно приятным для восприятия.
Тем не менее, сам художник считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: «Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня».

16. Эдвард Мунк, «Крик» (1893)

Крик. Эдвард Мунк, 1893
Крик. Эдвард Мунк, 1893

Вариантов этой картины несколько: Эдвард Мунк повторял сюжет «Крика» минимум четыре раза. Поэтому знаменитый «Крик» теперь экспонируется не только в двух музеях Осло, но и достался частному коллекционеру. 2 мая 2012 года за 119 млн. 922 тыс. 500 долларов счастливым обладателем пастельной авторской копии «Крика» стал американский бизнесмен Леон Дэвид.

17. Густав Климт, «Поцелуй» (1907-1908)

Поцелуй. Густав Климт, 1908
Поцелуй. Густав Климт, 1908

Некоторые искусствоведы настаивают, что на полотне австрийский художник изобразил себя и свою любимую — Эмилию Флёге, с которой Климта связывали непростые отношения. Но есть и другие мнения, другие истории. По одной из версий, картину заказал ему некий граф. Он дал художнику медальон с изображением своей возлюбленной и попросил изобразить их вместе. Но во время работы над картиной Климт неожиданно для себя самого влюбился в девушку с медальона. И поэтому вместо графа изобразил рядом с ней самого себя, скрыв лицо.

18. Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)

Черный супрематический квадрат. Казимир Северинович Малевич, 1915
Черный супрематический квадрат. Казимир Северинович Малевич, 1915

Одна из самых скандальных работ в истории изобразительного искусства. Некоторые вообще полагают, что с написанием «Черного квадрата» история искусств — изящных искусств в традиционном понимании, — закончилась.
По словам самого Малевича, создавая свой «квадрат» в 1915 году, он пережил особый опыт. Художник записал свои впечатления: «Мчались миллионы полос. Тупилось зрение и осязать не могло лучами места. Я перестал видеть. Глаз потух в новых проблесках».
В любом случае, именно «Черный квадрат» многие считают отправной точкой возникновения Нового искусства.

19. Сальвадор Дали, «Постоянство памяти» (1931)

Постоянство памяти. Сальвадор Дали, 1931
Постоянство памяти. Сальвадор Дали, 1931

Сальвадор Дали рассказывал историю возникновения картины: «Циферблаты я написал за два часа. Гала (супруга художника, — прим. авт.) ушла в кино с друзьями. Находясь в одиночестве, я рассматривал комнату. И мое внимание привлек сыр камамбер, который мы с Галой недавно ели. Сыр медленно таял на солнце».
Дали отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Художник добавил недостающее. К моменту возвращения супруги картина была уже готова. Съел ли художник подтаявший сыр? Об этом ничего не известно.

20. Пабло Пикассо, «Герника» (1937)

Герника. Пабло Пикассо, 1937
Герника. Пабло Пикассо, 1937

Эта картина об ужасах войны. Всегда заявлявший о своей аполитичности Пабло Пикассо не мог не откликнуться на бомбежки города Герника в 1937 году. Двухчасовая атака, предпринятая нацистами, унесла сотни жизней. В основном погибли женщины и дети. Несмотря на ужас, который вселяет картина своей серо-коричневой гаммой, остается надежда. Ее олицетворяет зажженная лампа под абажуром. Пикассо однажды сказал, что «свет на картине и есть тот мир, к которому вечно будет стремиться всякое живое существо».

…Разумеется, все достойные шедевры в двадцатку никак не втиснуть. Поэтому просим вас, уважаемые читатели, указать те картины, которые достойны звания «самых-самых».

artchive.ru