Рост грузовой базы Восточного полигона ОАО «РЖД» за последние 8 лет обусловлен погрузкой угля, компенсировавшего в том числе снижение отправок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. Такую оценку представил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на Х международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов».
Как отметил эксперт ИПЕМ, переключение нефтегрузов на трубопроводный транспорт привело к снижению их погрузки на железнодорожной сети: так, с 2010-го по 2018-й год она сократилась на 19,1 млн тонн (61%). Выпадающие объемы были компенсированы углем, отправки которого за тот же период выросли на 51 млн тонн, а доля в структуре перевозки – с 41% до 71%. Прочие горно-металлургические грузы сохранили объем, но потеряли долю в перевозках за счет значительного увеличения объемов угля.
Аналогично этот метод может быть применён и в сфере борьбы с частотой отцепок в текущий отцепочный ремонт. Принятие программы с установленными показателями, например сокращения частоты внеплановых ремонтов вдвое за 5–10 лет, стало бы импульсом для комплексного обсуждения проблемы и корректной постановки вопросов к специалистам компаний – участников транспортного процесса, производителей вагонов и комплектующих. Каждый сможет представить предложения на основе своей статистики: на каких узлах вагона проблемы, какие меры могут помочь повысить эффективность перевозок, как это повлияет на стоимость жизненного цикла вагона.
Уголь остается главным горно-металлургическим грузом, перевозимым по сети железных дорог России. При этом начиная с 2017 года экспортные поставки превышают объем перевозок во внутреннем сообщении, а разрыв между экспортом и внутренними отправками постоянно возрастает. Восточное направление демонстрирует наиболее заметный рост перевалки угля: в абсолютных показателях динамика роста в портах Дальнего Востока вдвое выше, чем в портах Северо-Запада и в 10 раз превышает показатели портов Юга России. В такой ситуации особенно актуальны как реализация проекта по развитию инфраструктуры Восточного полигона, так и технологические улучшения, предложенные ИПЕМ.
Также в своем выступлении Владимир Савчук коснулся следующих вопросов:
- Изменения структуры выпуска грузового подвижного состава;
- Состояние конкуренции на рынке производства полувагонов как самого массового типа вагонов под горно-металлургические грузы;
- Перспективы спроса на новый подвижной состав и дефицитные комплектующие;
- Нормативные сроки доставки грузов ОАО «РЖД» в соответствии с регламентирующими документами.
Дополнительно:
- Презентация «Состояние и перспективы перевозок горно-металлургических грузов» (pdf), В. Савчук, 26 сентября, 2019
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!
Также по теме:
- Погрузка на сети ОАО «РЖД» в августе-2019: экспресс-анализ ИПЕМ, 2 сентября, 2019
- Развитие Восточного полигона: обоснованы ли претензии к пропускной способности? А. Григорьев, 28 августа, 2019
- Как повысить пропускную способность Восточного полигона, РЖД-Партнер, В. Савчук, 28 августа, 2019
- Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 года, 11 апреля, 2019