Небольшая инженерная компания «Л-АВТ» столкнулась с проблемой: результат труда инженеров ставился под удар из-за некачественной сборки объектов электромонтажниками. Сложность в том, что монтажники привлекались проектно, а отрывать от работы для их обучения постоянных сотрудников невыгодно. Что делать? Рассказываем, какой выход нашла компания.
Инженерный центр «Л-АВТ» из города Кирова разрабатывает и внедряет современные системы промышленной автоматизации. Компания небольшая — в ней работает всего 24 человека, но клиенты находятся по всей России.
С 2009 года компания поставляет заказчикам специальное оборудование — так называемые шкафы автоматики. Это распределительные устройства различного назначения. Они работают как узловое устройство, через которое внутренняя электрическая сеть подсоединяется к магистрали и которое потом адресно распределяет электроэнергию.
Спроектировать такой шкаф — полдела. Нужно еще правильно и качественно собрать его и затем подключить у заказчика. Эту задачу выполняют электромонтажники. Зачастую именно от качества их работы зависит, будет ли клиент доволен. Некачественная работа монтажника может погубить и идеально спроектированный шкаф, и сделку с клиентом.
Именно с такой проблемой столкнулся инженерный центр «Л-АВТ». Руководство компании пробовало разные способы решения проблемы. И вот какой сработал лучше всего.
Проблема: монтажники делали много ошибок
Поставка шкафов автоматики включает в себя, помимо производства, два важных этапа: сборку их на предприятии в Кирове и подключение непосредственно на территории заказчика.
В компании «Л-АВТ» всего четыре штатных электромонтажника. Они занимаются сборкой шкафов в Кирове и хорошо знакомы со спецификой выпускаемого компанией оборудования. Большую часть года их вполне хватает, но летом заказов на шкафы становится больше, нужно больше рабочих рук для монтажа. Приходится привлекать дополнительных специалистов на временные работы, обычно два-три человека.
Квалификация временного персонала, к сожалению, оставляла желать лучшего: понимая, что эта работа для них проектная, монтажники не стремились глубоко вникнуть в нюансы процесса сборки и выполняли ее как придется.
«Как правило, каждый раз приходится нанимать разных людей, этим летом одних, следующим — других. Мы приглашаем электриков по силовым сетям, но в автоматике есть много нюансов, которые они не знают, так как раньше с этим не сталкивались»,— поясняет основатель и директор компании Михаил Симонов.
Недоделки и ошибки монтажников при сборке приводили к нарушению сроков поставок. «Готовые шкафы поступают на проверку к нашим инженерам, и, если они видят недостатки, возвращают шкаф монтажникам. После исправления недостатков надо заново всё проверить. Когда горячая пора, сроки очень важны, а нам приходилось иногда сдвигать их недели на две», — делится Михаил.
Такой срыв дедлайнов критичен для некоторых клиентов, а самому инженерному центру грозит неустойкой.
Конечный этап — установка и подключение силового шкафа на предприятии клиента. Иногда этим занимаются штатные монтажники «Л-АВТ», но, поскольку клиенты могут находиться в самых разных уголках России, выгоднее и удобнее привлекать для разовой работы местных подрядчиков, чем отправлять в командировки своих.
По словам руководителя «Л-АВТ», 90% жалоб клиентов были связаны именно с неправильным монтажом на местах. Потому что монтажники на местах тоже не знали всех тонкостей работы с оборудованием «Л-АВТ» и не стремились в них вникнуть. В результате случались срывы сроков запуска, как следствие — репутационные издержки. Не говоря уже о том, что с каждым случаем приходилось разбираться штатным специалистам «Л-АВТ», что отрывало их от работы.
«Когда у монтажников на месте что-то не получалось, они звонили нам. Прижимают телефон к уху во время монтажа и спрашивают, что и как делать», — рассказывает Михаил Симонов. Специалистам «Л-АВТ» приходилось сидеть на телефоне вместо того, чтобы заниматься своей работой.
Для обеих проблем нужно было одно решение: сделать так, чтобы временные монтажники детально вникали в нюансы сборки. Причем заранее, а не на ходу.
Неудачные решения
Прежде чем найти оптимальное решение, компания попробовала другие варианты: временных монтажников пытались учить силами опытных сотрудников и снабжать инструкциями. И то и другое работало плохо.
«Новые монтажники приходят к нам в компанию не группой, а по одному. И получается, что для подготовки каждого из них нужно на два месяца частично оторвать от основной работы опытного сотрудника, который обычно работает вдвое быстрее новичков, и при этом платить ему среднюю зарплату, какую он обычно получает за сборку оборудования. Таким образом, мы частично теряем опытного специалиста и должны привлекать еще людей, — поясняет директор «Л-АВТ». — Еще одна проблема: наши специалисты хороши в сборке, но как преподаватели они не очень. Это как в спорте: не всегда хороший игрок — хороший тренер».
С инструкциями тоже всё оказалось не так просто. Руководитель «Л-АВТ» рассказывает, что в документе не передать всей специфики работы. Иногда описание одной маленькой операции занимало несколько страниц — так, что к концу читатель просто успевал потерять мысль. К тому же невозможно точно удостовериться, прочитал ли монтажник всю инструкцию до конца и всё ли ему понятно.
Решение: обучающие видеокурсы и тестирование
В какой-то момент пришла идея: нужно разработать обучающие электронные курсы на основе видеозаписи процесса сборки, аудиоинструкций и интерактивных элементов. Так информация будет восприниматься гораздо проще и нагляднее. И обязательно ввести проверку знаний в конце курса.
Сначала идею курса разрабатывали начальник производства и специалист по кадрам. Поскольку стало ясно, что нужно приобрести и внедрить электронную систему дистанционного обучении (СДО), к рабочей группе присоединился инженер по ИТ.
Выбор СДО оказался непростым и занял более двух месяцев. Во-первых, требовалась такая система, которую можно было бы дорабатывать в процессе настройки и использования собственными силами, не обращаясь каждый раз к производителю. Во-вторых, был необходим простой и наглядный интерфейс.
Быстро стало ясно, что бесплатные системы не подходят: они рассчитаны на учебное заведение, а не на корпоративное обучение. Но зато удалось сэкономить на создании самого обучающего контента: обошлись без операторов, снимали всё сами на мобильный телефон. По словам руководителя «Л-АВТ», это оказалось даже удобнее съемок на видеокамеру. Камера слишком громоздкая и ее невозможно быстро перемещать так, чтобы были видны все действия монтажника и все мелкие детали силового шкафа. Озвучку с пояснениями тоже сделали своими силами, наложив после съемок аудиодорожку на видеоряд.
«Наши специалисты с интересом восприняли идею создания курсов и охотно участвовали в съемках», — говорит Михаил Симонов.
На создание первых записей готовых курсов для своих электромонтажников ушло три месяца. Запустили их весной 2018 года.
Как теперь учатся монтажники
Все курсы разбиты на небольшие уроки по 10‒15 минут. Сначала обучающийся смотрит видео всей операции от начала до конца, затем она разбирается пошагово с помощью картинок с подписями, включая необходимые инструменты. Затем обучающийся проходит промежуточное тестирование. По окончании всего курса нужно пройти итоговое тестирование.
«Пока наш сотрудник не сдаст итоговый тест с результатом в 90%, мы его к сборке не допускаем, — объясняет Михаил. — Некоторые кандидаты отсеиваются сами после попытки сдать тест — понимают, что не справятся с работой». Такой вариант лучше, чем допустить к сборке монтажника со слабой квалификацией и в итоге получить брак.
Обычно прохождение всего курса новичками занимает около двух недель. Но это не означает, что обучающийся целыми днями изучает видео и картинки. Он совмещает видеообучение с работой: ходит на производство, смотрит, как работают опытные монтажники, помогает им. Во время обучения монтажники получают небольшую стипендию.
Дальше опыт видеообучения распространили на сторонних подрядчиков на местах сборки и даже на технических специалистов клиентов, которые непосредственно эксплуатируют поставляемое оборудование. Для них записали специальные курсы, а условие о прохождении курса включили в договоры.
Результаты: польза для компании и клиентов
Итоги внедрения электронной системы обучения превзошли все ожидания. По словам руководителя инженерного центра, время адаптации собственных монтажников в среднем уменьшилось с трех месяцев до одного. «Конечно, определенный этап личного наставничества остался, новичкам надо помогать, но теперь хотя бы не приходится объяснять всё с нуля», — говорит он. Количество возвратов изделий в производство для доделки значительно уменьшилось — на 60‒65 %. Большим плюсом стало включение в видеокурсы техники безопасности.
Нарекания из-за неправильного монтажа на местах тоже сократились. В результате удалось разгрузить и сервисную службу: случаи обращения в нее даже в самое горячее время стали единичными.
Успешный опыт создания видеокурсов по монтажу шкафов автоматики компания теперь планирует распространить также на сборку другого своего оборудования, а сверх того — создать видеокурсы и для своих инженеров. «Это будет полезно новичкам, а заодно освежит знания тех, кто давно работает. Сейчас мы думаем над форматом: ясно, что эти видеокурсы должны отличаться от курсов для рабочих», — объясняет Симонов.
Знания сила! Подписывайся на канал Work and Get! Узнавай интересное каждый день!