Найти тему

Фильмы, которые могла снять только женщина-режиссер

Голливуд - место консервативное и патриархальное. За всю историю мирового кинематографа лишь 5 женщин были номинированы на Оскар в номинации "лучший режиссер". С момента основания премии в 1929 году прошло 58 лет, прежде чем в конкурсную программу включили картину, снятую женщиной. Первопроходцем в 1977 году стала Лина Вертмюллер с фильмом "Паскуалино "Семь красоток". В 1994 году в той же категории была номинирована Джейн Кэмпион с картиной "Пианино", в 2004-м — София Коппола с фильмом "Трудности перевода", а в 2010-м — Кэтрин Бигелоу, которая и стала первой женщиной, получившей заветную статуэтку в этой номинации за фильм "Повелитель бури". Ну а в прошлом году на волне "харасмента" в гонку за Оскар приняли режиссера-дебютантку Грету Гервиг ("Леди Берд"). Итого: 5.

Кэтрин Бигелоу - первая, и пока что единственная
Кэтрин Бигелоу - первая, и пока что единственная
Оскар-оскаром, но в моем рейтинге личных кино-предпочтений есть несколько фильмов, гендерная принадлежность режиссеров которых является одним из факторов их успеха. Потому что мужчина такое кино никогда бы не снял.

Бабадук, 2014. Режиссер - Дженнифер Кент

-2

Это не просто фильм, снятый женщиной. Это фильм "О" и "ДЛЯ" женщин. Формально "ужастик", но по сути - история матери-одиночки, столкнувшейся с состоянием, знакомым многим женщинам. Ее жизнь - полусон-полуявь, ее преследуют воспоминания о погибшем мужем, сексуальная неудовлетворенность, гиперактивность ребенка с развитой фантазией, тяжелая работа мед.сестрой, на которой нужно быть приветливой. И улыбаться нужно еще много кому - соседке с Паркинсоном, школьной учительнице сына, эгоистичной сестре. А сил улыбаться - все меньше и меньше. Вот и поселяется в ее душе, а по совместительству, доме, монстр Бабабдук. Который на самом деле не монстр, а темная сущность, обитающая в каждой женской душе, вырывающаяся чаще или реже (у кого-то ежемесячно), а при правильном обращении - вполне безобидная.

Не болит голова у дятла, 1974. Режиссер - Динара Асанова

-3

Здесь можно было бы упомянуть любовь фильм Асановой - и "Пацанов", и "Ключ без права передачи". Но я выбрала свой любимый. Что в них общего? Общая - ведущая тема творчества Динары Асановой - непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого — весь мир взрослых. И у нее очень женский (в хорошем смысле этого слова) взгляд на озвученные проблемы. Асанова точна, местами сентиментальна, местами жестока - ровно в той степени, в которой одновременно жесток и сентиментален ребенок. Сама Динара Асанова во многом прожила жизнь не расставшегося с детством подростка - и рано ушла, сохранив незамутненный и неподкупленный взгляд, как минимум, на кинематограф, и шире - на искусство.

Олимпия, 1938. Режиссер - Лени Рифеншталь

-4

Давайте отбросим идеологическую составляющую и поговорим о составляющей творческой. Кто еще мог снять фильм со столь выверенным кадром и визуальным наполнением? Кто еще мог сохранять верность режиму, не участвую в его зверствах? Кто мог сохранить рассудок после всех перипетий судьбы и счастливо прожить 101 год? По-моему только женщина, с ее лабильной и, одновременно, витальной психикой, с ее привычкой подчиняться, но при этом на все иметь свое собственное мнение.

Лени Рифентшталь - пример "тяжелой женской доли" и женской же верности искусству. Мало кто знает, что до карьеры режиссера и фотографа, она была актрисой и танцовщицей. Она получила множество наград и премий, была обласкана славой, не имела детей, а умирая через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь держала за руку своего 61-летнего спутника жизни. Нетипичная история, да? Таким же нетипичным было ее монументальное кино-творчество, уникальное и по сути, и по содержанию.