Найти тему
S_tochki_zreniya

Виртуальная реальность в психологии

Сегодня практически нет ни одной сферы, которую бы не затронули современные технологии. Психология – не исключение. Технологии ушли настолько далеко вперед, что еще когда-то применяемая только для веселого времяпрепровождения виртуальная реальность стала использоваться в целях оказания психологической помощи человеку.

В данной статье мы рассмотрим: что такое виртуальная реальность, преимущества ее использования, элементы технологии виртуальной реальности, а также как виртуальная реальность применяется для решения психологических проблем человека и проблемы, с которыми можно столкнуться при использовании виртуальной реальности.

Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами.

При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

· моделирование в реальном масштабе времени;

· имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

· возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Преимущества виртуальной реальности выделили А. Е. Войскунский и Г. Я. Меньшикова в своей статье «О применении систем виртуальной реальности в психологии», размещенной в «Вестнике Московского университета»:

1. Экологическая валидность. С помощью систем виртуальной реальности можно создавать не только нереальные («лунные») миры, но и «подобную реальному миру» среду и при этом, что особенно важно, контролировать все параметры экспериментальной ситуации.

2. Гибкость. Среда виртуальной реальности программируется, что позволяет пластично менять параметры объектов и происходящих с ними событий. Есть возможность представить множество разнообразных переменных стимулов (как неподвижных, так и движущихся) и точно отследить перемещения наблюдателя в виртуальном пространстве.

3. Возможность полимодальной стимуляции. Системы виртуальной реальности позволяют имитировать одновременно зрительные, тактильные, слуховые образы, что едва ли достижимо в традиционных психологических исследованиях.

4. Возможность полной регистрации поведенческих реакций наблюдателя.

Виртуальная реальность представляет собой сложную технологию, которая состоит из следующих компонентов:

· Системы виртуальной реальности.

Это комплекс технических средств, погружающих человека в виртуальную 3D-сцену, модель которой создается с помощью компьютера. Такая система позволяет ощутить себя присутствующим в другом мире или реалистично увидеть перед собой прототип чего-либо, существующего пока только в чертежах.

Сам комплекс устройств, воздействующих на человека, может быть различным: 3D-комната, трехмерный экран, шлем виртуальной реальности или любая другая конфигурация VR-системы.

· 3D дисплеи / 3D мониторы.

Это любое устройство, способное вывести изображение, воспринимаемое человеком как объемное, без очков или других дополнительных устройств.

· Трекинг-системы.

Позволяют персонажу повторять движения человека.

· Гаптика.

Устройства имитируют различные тактильные ощущения человека и позволяют использовать в человеко-компьютерном интерфейсе осязательный канал общения.

· Программное обеспечение для создания сред виртуальной реальности и интерактивных приложений.

Виртуальную реальность можно широко применять в экспериментальной психологии: создавать среду и изучать поведение испытуемого в ней, его взаимодействия с персонажами.

Также ученые говорят, что виртуальную реальность можно применять для лечения «афганского синдрома» (посттравматического синдрома).

С помощью шлема виртуальной реальности человек погружается в игру-стрелялку от первого лица, в которой правдоподобно воспроизводится сцена из жизни, тот момент, когда человек получил травму. При этом все действия обсуждаются с психотерапевтом.

Лично мне кажется, что тут надо быть особенно чутким к человеку и осторожным, чтобы не травмировать повторно, но, работники зарубежных лабораторий утверждают, за 6-9 сеансов большинство страдающих посттравматическим синдромом получают значительное улучшение состояния.

- 80% солдат получают здесь не только лечение, но и в конечном счете выздоровление, - заявляют они.

Также виртуальную реальность можно использовать при:

1. Формировании и восстановлении навыков.

2. Борьбе с фобиями (экспресс-центр в Шереметьево «Летаем без страха»).

3. Лечение расстройства пищевого поведения.

4. Диагностике проблемной сферы в жизни человека.

Использование виртуальной реальности может быть сопряжено не только с возможностями, но и с проблемами. А именно: это может привести к привыканию к виртуальной среде, не всегда обеспечивается адекватность действий и эмоциональных состояний, существует возможность воздействия на психику наблюдателя.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что виртуальная реальность дает большие возможности как для экспериментальной психологии, так и для лечения отдельных психологических расстройств.