Шамадан – это исконно арабский предмет, представляющий собой канделябр с разным количеством рожков в одном или нескольких уровнях, закрепленных на металлических ободках (шапке), с помощью которых танцовщица удерживает предмет на голове.
Танец с живым огнем известен на Ближнем Востоке с незапамятных времен. Как правило, специальные длинные свечи зажигали на свадебной процессии под названием «заффа», следуя по ночным улицам от дома родителей невесты к дому жениха. Впереди всех шли артисты: музыканты, певцы и танцовщицы. Перед молодыми шли дети со свечами, освещая им путь в новую жизнь.
Изысканный предмет, ввела танцовщица Шафика. Это было в XIX веке. Ранее ритуальный свадебный танец исполняли, балансируя на голове свечной фонарь.
Танец с шамаданом – привычный атрибут восточной свадьбы. В современных ночных клубах и ресторанах, там, где празднуется свадьба, заффу заменяет ритуал появления молодых, которые входят в зал за танцовщицей и проходят мимо гостей. Танец с этим предметом требует навыка.
Многие танцовщицы украшают свой аксессуар стразами, бусами, аппликациями - и он приобретает индивидуальность. Ведь, как и к костюмам, к атрибутам восточного танца требуется особое отношение! К тому же, помимо внешней привлекательности, с помощью дополнительных украшений можно повысить устойчивость предмета, распределяя навеску ближе к низу и к центру канделябра.
Только стоит помнить, что украшения должны быть сделаны из специальных, не воспламеняющихся материалов!
Учитывая историю и назначение танца, его относят к фольклорному направлению. Стиль так и называется «авалем», т.е. танец с канделябром. Костюм и музыка, при этом, должны быть соответствующими. Традиционно в качестве костюма используется платье беледи. Музыкальный ритм: dum-teka-tek-tek, dum-dum-tek ("Заффа").
Однако жизнь не стоит на месте… И все чаще шамадан используется как аксессуар для шоу. В этом случае в выборе танцевальной лексики, музыки и костюма практически нет ограничений.
Очень красиво смотрится групповой танец с канделябрами на голове, если составлен красивый рисунок танца со сменой мест и эффектными точками.
Когда танец исполняется соло, нужно использовать всю сцену, грамотно продумывая перемещения по сцене и движения на месте.
К сожалению, из-за опасности возникновения пожара все чаще шамадан запрещают использовать в концертных залах. Есть ограничения и на конкурсах.
Выход из положения - специальные электрические свечи, имитирующие мигание живого огня . И только молодожены хотят по-прежнему "вживую" получать благословение от танцовщицы, - а сам танец остается наиболее востребованным на «заказных» вечеринках!
С точки зрения эзотерики: Зажженный канделябр на голове танцовщицы олицетворяет собой светящуюся верхнюю чакру. Стихия огня, но не сжигающего, а возвышающего. Поэтому шамадан – это, пожалуй, самый торжественный танец.
Еще одним ритуальным танцем является шамадан – свадебный танец (шамадан – подсвечник с семью или девятью свечами). В народе его также именуют «авалем».
Авалим – называли танцовщиц высокого уровня, которые имели музыкальное и танцевальное образование. Кроме танцев они играли на инструментах или читали стихи на праздниках. Также они выступали на свадебных процессиях, которые называются в восточных странах «заффа». На этих церемониях и исполнялся танец шамадан.
Данный стиль относят к фольклору, поскольку это колоритный восточный танец, который не исполняется больше нигде.
Необходимо отметить, что Махмуд Реда относил данный стиль к турецкой культуре. А в Турции танец с огнем носил символический характер – он был разрешен только женщинам, которые счастливы в браке. Огонь свечей в подсвечниках олицетворял красоту невесты или огонь любви, который сложно нести по жизни. Весь смысл этого танца состоял в том, чтобы свечи во время движения не погасли, что говорит о технически чистейшей изоляции корпуса.
Исполняя виртуозные движения бедрами, которые часто сопровождались игрой на сагатах, танцовщица не должна была погасить ни одной свечи. Так она желала молодым сохранить огонь любви в течение всей их совместной жизни.
Шамадан – это прекрасное шествие впереди жениха и невесты. Ранее, когда не существовало электричества, таким способом освещался путь молодых на свадьбе.
Костюм, характерный для этого стиля имеет состоит из длинного платья, которое облегающее в верхней части и свободным к низу.