И снова здравствуйте! Сегодня мы поговорим о книге, которая стала самой запрещаемой в школах США. Произошло это на рубеже 60-80х годов. Причинами были обильное количество нецензурной лексики в тексте романа, открытые упоминания o сексе (к примеру сцена с проституткой). Главного героя позиционировали как плохой пример для молодёжи, утверждая что он может послужить развитию в детях склонности к бесконтрольному поведению, пьянству и даже разврату. Если вы еще не догадались, то речь идет о произведении Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи".
Дурную славу роману подкрепил ряд происшествий криминального характера:
- В 1981 г покушение на 40-го президента США Р.Рейгана совершил человек (Дж. Хинкли младший), который был одержим данным произведением;
- В 1989 году маньяк Роберт Джон Бордо убил актрису Ребенку Шеффер. На момент совершения преступления у него была с собой книга «Над пропастью во ржи» с пометками на полях.
- Марк Чепмен после убийства Джона Леннона читал "Над пропастью во ржи" в ожидании полиции. Чепмен заявил, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл в романе «Над пропастью во ржи».
Однако цензура добилась обратного эффекта: роман привлек к себе еще больше интереса со стороны читаталей. И я не стал исключением. Его "запретность" подогрела интерес к прочтению. Так о чем же он?
В центре романа 17-летний юноша Холден. Само произведение повествует о воспоминаниях, которые берут начало после его отчисления из школы: он останавливается в отеле, посещает театр вместе с подругой (представление ему не нравится), каток, в одиночестве идет в кино, случайно встречается со знакомым, посещает бар, где употребляет алкоголь и в итоге все же решает вернуться домой, чтобы навестить младшую сестренку. И в разговоре с ней он говорит очень важные слова, которые являются центральной мыслью произведения:
Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак.
Поле ржи как символ бескрайних возможностей в нашей жизни, но которое не всегда отождествляется с изобилием, ведь это еще и огромные пространства, где можно потеряться, где человек неимоверно одинок находясь наедине с собой, а рядом пропасть, куда можно упасть заигравшись (употребление алкоголя, наркотиков, ведя ассоциальный образ жизни). Автор видит своей целью спасение таких "малышей" как главный герой, так как заблудится в целом поле в столь раннем возрасте, ничего не зная о жизни, очень легко.
Эта книга - поиски юноши своего места в этом мире, осознание предназначения. Мир взрослых окрашен в негативные оттенки (даже учитель пристает к юноше) везде ложь, фикция, непонимание, поэтому крайне важно сохранить в себе ребенка. С этой точки зрения крайне интересна концовка. Брат с сестрой приходят в парк и там несмотря на холодную погоду по-прежнему работает карусель (как символ детства). Видя, что девочка хочет покататься, Холден уговаривает её сесть на карусель, хотя она считает себя слишком взрослой для этого и стесняется, тем самым искусственно ограничивая свои желания возрастом, здесь отражено отношение взрослых к детской опосредованности. Роман заканчивается описанием карусели, кружащейся под внезапно начавшимся ливнем. Холден любуется маленькой сестрёнкой и наконец-то чувствует себя счастливым.
Данное произведение ни разу не экранизировалось, потому что автор категорически запретил это делать,так как не любил кино и театр, называя их "фальшивыми", "кривляньем" и "откровенной ложью". Свою негативное отношение к кино он вложил в уста Холдена Колфилда,-в нескольких диалогах он говорит об этом напрямую. Много кто пытался уговорить Сэлинджера дать разрешение на экранизацию- Стивен Спилберг, Теренс Малик, Джон Кьюсак, Леонардо ди Каприо и др. Однако все они потерпели неудачу- автор даже не обсуждал эту возможность. В 2010 году, после смерти автора романа, последние надежды были утрачены, так как в завещании было прописано, что он запрещает навсегда экранизации и инсценировки всех своих произведений и в том числе "Над пропастью во ржи". Также его отношение в экранизации можно найти в многочисленных интервью Сэлинджера.
Надеюсь вам было интересно, если так, то ставьте лайки, пишите комментарии,если уже прочли. Подписывайтесь На канал, впереди много интересного!:)