Колумнист Office Life, бизнес-тренер, консультант по ораторскому искусству Дмитрий Смирнов, почти не используя прилагательных, объясняет, что будет, если из речи вычеркнуть прилагательные и почему смысл важнее слов.
«У меня аллергия на прилагательные, — сказал Франциск в разговоре с сотрудниками служб коммуникаций. — Мы погрязли в культуре прилагательных и наречий и забыли силу существительных». В качестве примера понтифик привел слово «истинный»: «Почему говорят «истинный христианин»? Христианин! Этого достаточно». Существительные, уверен Папа Римский, отражают реальность, и ее не нужно подслащивать прилагательными или наречиями.
Мысль о вреде прилагательных звучит не впервые и всякий раз вызывает возмущение любителей «красивой речи»: «Как можно отказаться от прилагательных, ведь они украшают общение?!»
На уроке наблюдал, как девочка работала над текстом. Началось с фразы «Он профессионал». Ученице это показалось недостаточно красивым, и она добавила «настоящий». И все равно чего-то не хватало. Финальный вариант выглядел так: «Он настоящий профессионал своего дела». Фраза стала красивее? Нет, потому что человек либо профессионал, либо нет. Без вариантов.
А ребенку кажется, что стало лучше, потому что именно так он работает над сочинениями в школе. Максим Ильяхов в книге «Пиши, сокращай» рассказывает, как это обычно происходит.
Дали ученикам тему «Катерина — луч света в темном царстве». Кто-то пишет сам, остальные используют готовые сочинения или статьи критиков, откуда аккуратно переписывают чужие мысли. Произведение после этого понятнее не становится, но оценку школьник получает, просто правильно (красиво!) расположив слова в предложениях.
Пример «красивых текстов» преподносят и многочисленные школьные мероприятия: «Мы собрались с вами в этом просторном и светлом зале, чтобы вместе встретить такой трогательный, важный, значимый для каждого из нас праздник...»
В итоге ребенок вырастает с мыслью, что хороший текст — это когда много красивых длинных фраз.
Пригласили меня на юбилей одной минской школы. Приехали чиновники, известные выпускники — и почти все говорили о «необыкновенном творческом коллективе», «удивительном подрастающем поколении» и «уникальной атмосфере». С каждым выступлением аплодисменты звучали все менее стройно, пока на сцену не поднялся бывший директор школы: «Помню свой первый рабочий день. Захожу я в класс...» Тут же все оживились — ни одно другое выступление не слушали с таким вниманием.
Защитники прилагательных обычно ссылаются на художественную литературу: «Почитайте Достоевского, Цветаеву!» Но подождите: чтобы использовать прилагательные так, как Достоевский, нужен талант как у Достоевского. Более того, многие писатели и сами призывали избавляться от лишних слов. «Что касается прилагательных, если сомневаетесь, лучше вычеркните совсем», — советовал Марк Твен молодым литераторам. Писатель и переводчик Исаак Бабель говорил об этом почти теми же словами: «Если нет точного сравнения, то лучше не брать никакого. Пусть существительное живет само в своей простоте». Об этой простоте много и подробно рассказывает книга «Пиши, сокращай»: многих журналистов и копирайтеров она научила главному — смысл важнее слов.
Это не говорит о том, что избавиться нужно абсолютно от всех прилагательных. Нет, конечно! Речь только о тех, которые используют не для смысла, а для «украшения». Екатерина Оаро в книге «Держись и пиши» предлагает пригласить прилагательные на кастинг: «Уберите слово из текста — и посмотрите, проиграл ли он. Если нет или ничего не изменилось — не возвращайте лишнее. Но если картина в воображении стала бледнеть или потеряла что-то, то с вашим прилагательным все в порядке».
Чтобы решить судьбу прилагательного, я использую прием «сам себе режиссер»: представляю, будто не просто рассказываю о чем-то, а снимаю фильм. Произношу фразу и анализирую, какую сцену «видит» слушатель. Например: «великолепная аллея». Помогает ли прилагательное создать образ? Вижу ли я это великолепие? Нет, поэтому слово выбрасываю. А вот во фразе «узкая темная аллея» благодаря прилагательным картина сразу меняется.
Или еще один пример. Постоянно приходится читать и слышать: если материалы, то высококачественные; если команда, то профессиональная. Проходят эти прилагательные тест на режиссуру? Нет, потому что слушатель не «видит» ни высокого качества, ни профессионализма сотрудников. Выбрасываем прилагательные и заменяем их конкретным доказательством: «Качество материалов контролирует...», «Наши сотрудники прошли подготовку...».
Недавно на бизнес-конференции предприниматель рассказывал о том, как начал свое дело: «Я много лет был наемным сотрудником. А потом произошел переломный, определяющий, очень важный момент жизни — я стал работать на себя». Тянет это на сцену в хорошем фильме? Понимает слушатель, почему человек изменил свою жизнь?
А вот у основательницы компании «КлинниБогини» Елены Симончук во время выступления на Женском саммите точно получилось показать этот переломный момент: «Каждый раз в 7 утра мой мозг взрывается от звука будильника. Три раза я его перевожу, потом вскакиваю, бегу в душ, с мокрыми волосами прыгаю в машину и мчусь на работу. Пока приезжаю — высыхаю. Целый день как белка в колесе, и это длится годами. Мне просто было страшно провести так всю оставшуюся жизнь». Аудитория «видит» эту сцену и отлично понимает, что не устраивало героиню. Потому что спикер не подбирала красивых слов, а создавала образ в воображении слушателей.
Так что убрать лишние прилагательные не значит обеднить текст. Наоборот, это добавит жизни, а главное, эффективнее передаст идею. Не призываю точно следовать совету из фильма «Семнадцать мгновений весны», но фраза, как мне кажется, к месту:
Что это вас на эпитеты потянуло? С усталости? Оставьте эпитеты нашим партийным бонзам. Мы, сыщики, должны мыслить существительными и глаголами: он встретился, она сказала, он передал.
Автор: Дмитрий Смирнов