Про древнее занятие наших предков - бортничество мы знаем довольно много, и все потому, что придуманные нашими пращурами технологии сбора и охраны бортей дошли до наших дней почти без изменений.
Бортничество было родовым промыслом и не просто потому, что отец передавал знания сыну, а оттого, что полный процесс создания мест для сбора дикого меда занимал 50-60 лет. Если дед заложил, собирать будет внук. По наследству передавались угодья (каждый род помечал свои знаками, чтобы чужие не посягали), знания о медоносных травах и деревьях, технология устройства бортей и инструменты для сбора меда. Учитывая то, что колоды крепились на высоте, бортники должны были быть сильными, ловкими и не глупыми людьми.
Фамилия Бортников, произошедшая от профессионального прозвища, в различных вариациях распространена на всей территории России.
Колоды, укрепленные на деревьях, или естественные дупла, усовершенствованные человеком, были лакомым кусочком не только для людей, но и для обитателей леса - медведей, куниц. Потому их располагали на высоте 4-6 метров от земли, но что это за преграда для косолапого, когда он чует, что там - мед. И тогда хитрые бортники стали создавать "пугалки" для зверей, чтобы отвадить их от лакомства.
Пугалка первая - зловредная.
Забраться на дерево для медведя труда не составляло, а вот полакомиться медом удавалось не всегда.
Устраивалось это довольно просто. перед отверстием в колоде на веревку или цепь подвешивали тяжелое бревно, увлеченный зверь залезал, пытался отодвинуть его, но оно тут же возвращалось на место. А когда разъяренный медведь понимал, что у него ничего не выходит, то злился и вновь с силой отталкивал бревно, которое маятником возвращалось и огревало медведя так, что он порой падал вниз с высоты и после такой взбучки второй раз сюда уже не приходил.
Пугалка вторая - коварная.
Вторая вариация ловушки отчасти похожа на первую, она призвана раз и навсегда отвадить мишку от борти (память у медведей хорошая). Обычно высоко на деревья забираются только молодые медведи, еще не заматеревшие. Так вот для этих смельчаков бортники делали хитрую площадку, закрепляли ее перед колодой с расчетом на то, что медведь будет вынужден наступить или опереться на нее и она оборвется. Здесь хозяина леса вновь ждало неприятное падение с высоты и воспоминание о том, что сюда лучше не соваться.
Кстати, по данным археологов, широкое распространение бортничества среди славян имело более двух тысяч лет назад, а найденные на раскопках на территории современной Беларуси приспособления для креплений бортей, датируемые X-XI веками, ничем не отличаются от тех, которые применялись еще в XIX веке и используются сейчас.