Очень много в последнее время читал в Сети публикаций и дискуссий о великом романе Толстого "Война и мир" - все ли его читали? Много ли людей его "осилило"?
И обнаружил ужасное: многие взрослые люди сознавались, что эту книгу не читали или прочитать не смогли.
Но и это не всё!
Ещё более широкой оказалась дискуссия, а надо ли сохранять этот "громоздкий" роман в школьной программе? Нам "не зашло", а уж школьникам, современным, не зайдёт тем более...
Предлагали даже упростить подросткам знакомство с Толстым - заменить в школьной программе "Войну и мир" на "Казаков", например (правда, это предложение, кажется, сдулось, когда я высказал идею не мелочиться, а заменить великий эпос уж сразу на "Филипок". Любой ребёнок поймёт и вполне "достойно", чтоб вырастить будущего гражданина России!)
Но вот недавно встретился рассказ, как вдумчивый учитель пытается всё-таки втянуть своих учеников в понимание романа. Там и схема романа от Дм. Быкова используется, и "дублированные уроки", где приходит дополнительно учитель истории и рассказывает о костюмах эпохи романа, даёт послушать музыку той эпохи (и откуда у нас такие продвинутые учителя истории берутся? Я к тому, что - где их на все школы-то, таких, найти?)
Скепсис мой по поводу этих ухищрений достиг уж совсем потолка, но, ударившись о потолок, повернул мои мысли в обратном направлении.
Я осознал, что я, главный фанат этого романа Толстого, сам когда-то познакомился с ним не совсем "чистым", традиционным путём.
Я вспомнил, о ужас! - что как раз незадолго до того, как впервые прочесть этот роман в школе, я посмотрел фильм Сергея Бондарчука "Война и мир"!
После этого герои романа и их искания стали мне хорошо знакомы и близки, а роман - только позволил развить это знакомство до всех нюансов и деталей, и это было самое увлекательное чтение в моей жизни!
Так, может быть, в этом и есть секрет? Сначала уяснить канву, узловые точки и характер и смысл главных героев романа, а потом уже пойти вширь - вглядываться в детали и оттенки?
Но вот сейчас, только что написав это, я совершенно неожиданно наткнулся на другой "потолок". Уже второй.
Я написал, что я посмотрел фильм С. Бондарчука. А ведь современные люди смотрят "Войну и мир" совсем не его. Во всех публикациях в качестве иллюстраций приводятся какие-то странные лица - из совсем других фильмов. Малопонятный мне Андрей Болконский, какая-то барышня со злым, неприятным лицом - вероятно, Наташа Ростова...
И авторы таких публикаций совершенно не задумываются, что иллюстрируют свои тексты уже подменёнными, не аутентичными героями Толстого, отталкиваются не от гениальной, полностью совпавшей с авторской, глубоко прочувствованной и пережитой, экранизацией Бондарчука, а чем-то вторичным, более "современным".
Да, лучшая Наташа всех времён и народов - конечно, Одри Хэпберн, хоть фильм, где она снялась, отнюдь не шедевр. Но в экранизации Бондарчука всё совпадает настолько точно и глубоко, что и Л. Савельева-Наташа прекрасно исполняет свою роль в этом ансамбле и в этом эпосе.
Так, может быть, не надо морочить голову школьникам "костюмаи и музыкой" из эпохи романа, а просто вернуться к главному - самой глубокой и любовной трактовке романа великим русским мастером Сергеем Бондарчуком?
Который своим фильмом не уводил от романа, а вёл к нему?
---------------------------------
Ставьте лайки, делитесь с друзьями, подписывайтесь на канал.
Другие публикации автора на канале Евгений Мартин Дзен, проза.ру и других литературных сайтах