Найти тему
История картин

Неспокойная графиня и картина «Всадница»

После развода со своим мужем, флигель-адъютантом императора Н.А. Сомойловым, который приходился Юлии троюродным братом, графиня уехала покорять Италию.

Граф Н. А. Самойлов
Граф Н. А. Самойлов

Милан принял Самойлову с теплым гостеприимством, и она быстро влилась в высшее общество. Жизнь молодой графини завертелась среди деятелей искусства. Частыми гостями Юлии были композиторы Беллини, Россини и Пачини, которых она периодически спонсировала.

Графиня Ю. П. Самойлова
Графиня Ю. П. Самойлова

Здесь же, в Италии, Самойлова познакомилась с Карлом Брюлловым. Между художником и графиней случился роман, и они отправились в путешествие по Италии. Во время романтической поездки посетили руины Помпеи, которые вдохновили Брюллова на написание великой картины «Последний день Помпеи». Юлия знакомила Карла с людьми высшего общества, он же в свою очередь часто писал портреты графини. Летние пейзажи Италии, вино, архитектура, светская жизнь, все это кружило головы графини и художника.

Карл Брюллов. Автопортрет.
Карл Брюллов. Автопортрет.

В это время Самойлова попросила Брюллова написать портрет своих воспитанниц Амацилию и Джованину. Своих детей графиня не имела, а девочек удочерила после того, как умер их отец композитор Джованни Пачини. Одно время Юлия и Джованни были любовниками.

Брюллов, конечно же, откликнулся на просьбу и написал картину «Всадница». Младшая девочка стоит на балконе и встречает свою старшую сестру Джованину, едущую на черной лошади, все действие происходит возле дома графини. Картина «Всадница» имела большой успех на выставке в Милане, а Брюллова обласкали комплиментами.

Карл Брюллов. "Всадница"
Карл Брюллов. "Всадница"

Несколькими годами ранее, в 1829 году Самойлова получила известие о том, что ее бабушка графиня Скавронская преставилась и оставила Юлии в наследство родовую усадьбу Графскую Славянку, неподалёку от Питера.

Желание вернуться в Россию возникло не сразу. Нужно было сперва привести усадьбу в порядок. Графиня обратилась с просьбой о ремонте к старшему брату Карла Брюллова архитектору Александру Брюллову.

Графская Славянка превратилась в одну из самых стильных и модных усадьб России. Самойлова не была стеснена финансами, ведь она происходила из рода Скавронских, от которого происходила и Екатерина Первая.

Юлия поселилась в усадьбе с итальянской свитой почитателей и шумные вечеринки не заставили себя долго ждать. Кутежи, балы и роскошные приемы следовали один за другим. Нередко Самойлова и ее друзья шокировали общественность.

Графиня Ю. П. Самойлова
Графиня Ю. П. Самойлова

Родная сестра А.С. Пушкина Ольга Павлищева писала о Самойловой в одном из писем:

«Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрепанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе»

Но иногда веселье заканчивается. До Николая Первого дошли слухи о разгуле, творящемся в Славянке. Император был недоволен поведением Юлии и ее свиты, он намекнул ей покинуть Россию. И Самойлова уехала обратно в Италию.

В 1839 году Графиня вернулась ненадолго в Россию, чтобы уладить вопрос наследства после смерти графа Литта, отчима Юлии.

В это время Самойлова пыталась наладить отношения с бывшим мужем. Уже договорились о встрече, но он внезапно умер. Юлия снова уехала в Италию. В этот раз уже навсегда. За ней последовал Карл Брюллов, живший в это время в России.

В Италии художник и графиня некоторое время жили вместе, но отношения исчерпали себя и они расстались.

Самойлова вышла замуж за итальянского тенора Пери. Прожили вместе супруги не долго. Спустя год после свадьбы Пери умер от чахотки, а Самойлова лишилась Российского подданства, потому что вышла замуж за иностранца. Лишение подданства так же подразумевало, что Юлия лишается всех прав на имущество. Самойлова в срочном порядке распродала все свои имения.

Графиня Ю. П. Самойлова
Графиня Ю. П. Самойлова

Жизнь без титула печалила Юлию, и она решила его купить, выйдя фиктивно замуж за разорившегося графа Шарля де Морне. Обе стороны получили свою выгоду; Самойлова снова была графиней, а Шарль де Морне получал ежегодные денежные выплаты, которые разоряли графиню.

В это время объявились, вышедшие замуж приемные дочери и требовали через суд обещанные графиней деньги. Пришлось распродать с молотка личные вещи, среди которых оказалась и картина «Всадница». В год распродажи, в 1872, картину хотел приобрести Третьяков, но не успел.

Графиня умерла в 1875 году, полностью разоренная и всеми забытая.

Третьяков все же выкупил картину в 1896 году. Изначально все думали, что на полотне изображена сама Самойлова, однако искусствоведы опровергли все предположения. Они сравнили парный портрет на «Всаднице» с двумя отдельными портретами воспитанниц, «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». Схожесть доказала, что на картине «Всадница» изображены приемные дочери Самойловой.

«Всадница» хранится в Третьяковской галерее.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.