В 60-х японское кино гремело на весь мир одной из самых мощных Новых Волн и блистало цветом обнаженной стали самурайских фильмов. В 70-е пришло время забористых эксплуатейшнов, а также ультражестоких и разухабистых фильмов о Якудзе. 80-е и 90-е прошли относительно спокойно с связи с поразившим японскую киноиндустрию экономическим кризисом, но в XXI веке она вновь появилась на мировой киносцене, но уже с новым лицом. Последние 20 лет японское кино во всем мире ассоциируется с безумными сценариями, кислотными сюжетами и ощущением того, что на экране может произойти абсолютно всё. Если вам срочно требуется старый-добрый mindfuck, нужно смотреть в сторону кино Страны Восходящего Солнца.
Несколько крышесносящих фильмов, которые могли быть снять только в Японии XXI века
Пистолетная опера (Pisutoru opera), 2001, режиссер - Сэйдзюн Судзуки
Авторемейк фильма 1967 года "Рожденный убивать", посвященный турниру киллеров, в ходе которого лучшие наемные убийцы Японии выясняют, кто же из них №1. Судзуки в "Пистолетной опере" обильно использует эстетику театра кабуки, которая сама по себе для не погруженного в японскую культуру человека выглядит очень странно, а в сочетании с таким сюжетом и подавно.
Театр ужасов якудза: Годзу (Gokudô kyôfu dai-gekijô: Gozu), 2003, режиссер - Такаси Миике
Эта подборка могла наполовину состоять из фильмов Миике: этот человек снял немало действительно забористых вещей, но "Театр ужасов якудза" выделяется даже на их фоне. Поездка двух якудза в некий захолустный японский "город зеро" вместо суровой гангстерской истории оборачивается фарсом и гротеском.
Веселый лес: Первый контакт (Naisu no mori: The First Contact), 2005, режиссеры - Кацухито Исии, Хадзиме Исимине, Синъитиро Мики
"Веселый лес" - не просто странное кино, а странное кино, снятое тремя разными режиссерами, у каждого из которых свое представление о странности.
Токийская полиция крови (Tôkyô zankoku keisatsu), 2008, режиссер - Ёсихиро Нисимура
Традиционный биопанк (киберпанк, но с мутантами) в антиутопическом антураже, но снятый с какой-то исключительной эксцентрикой, когда традиционные для жанра элементы выглядят исключительно странно.
Символ (Shinboru), 2009, режиссер - Хитоси Мацумото
Японец средних лет просыпается в закрытой комнате, становясь участником своеобразного квеста: при взаимодействии с разеыми объектами внутри комнаты что-то происходит, ему нужно выяснить последовательность действий, позволяющую выбраться. Параллельно развивается бытовая история о мексиканском рестлере средних лет, готовящемся к матчу. Ответ на то, как это всё связано будет дан, но явно не тот, который вы можете ожидать.
Клан Токио (Tokyo Tribe), 2014, режиссер - Сион Соно
Возможно не самый странный фильм Соно, который как и Миике снял немало достойного неконвенционального кино, но подкупающий своей жанровой принадлежностью и тем фактом, что Соно удалось выжать из неё максимум. "Клан Токио" - это постапокалиптический хип-хоп экшн-мюзикл.